В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 15 марта состоялось очередное заседание дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
На этот раз участники клуба обсуждали тему «Антиномии буржуазного мышления».
Доклад читал организатор клуба аспирант философского факультета Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов.
Основная мысль доклада заключается в том, что основные положения немецкой классической философии есть отражение общественно-экономических отношений буржуазного общества, что немецкая классическая философия произрастает на почве овеществлённой структуры сознания. В своей работе венгерский философ Д. Лукач предлагает проанализировать понятие вещи-в-себе в философии И. Канта. С одной стороны, Кант понимает окружающий мир как феноменальный, утверждая, что доступ в ноуменальную сферу для человеческого мышления невозможен. Так вот, это положение, как отмечает Лукач, следует из овеществлённой структуры сознания, ведь буржуазное мышление стремится вычленить всё качественное, содержательное, иррациональное, воспринимая вышеуказанные характеристики как помехи процесса познания и производства. Вот почему буржуазная философия неизбежно должна объявить сущность непознаваемой, ведь признание качественных, сущностных характеристик объекта означает признание таковых так же и у субъекта, что неизбежно приведёт к проблемам в рационализации и калькуляции процесса производства.
Вторая сторона проблемы вещи-в-себе есть проблема непознаваемости, тотальности, утверждает Лукач. Кант объявляет последние предметы разума, такие как Бог, душа, мир, непознаваемыми, поскольку разорванный субъект буржуазного общества не способен познать бытие в его тотальности, ведь буржуазное мышление не способно к теоретико-философскому опосредованию, оно нацелено лишь на непосредственное, индивидуально обусловленное познание.
Далее буржуазное мышление оказывается разорванным антиномией свободы и необходимости, ноуменальности и феноменальности. Другими словами, человек как ноумен (свобода) противоречит себе как феномен (необходимость). Свобода помещается в ноуменальную сферу, что означает пустую, бессодержательную свободу, ведь содержанием обладает лишь феноменальное. Формальная, бессодержательная этика, свобода Канта соответствует овеществлённой, формализированной структуре сознания буржуазного общества.
Формы рассудка будто бы порождают реальность, мир будто бы есть продукт деятельности априорных форм рассудка, мышления, а не практической, общественно-экономической деятельности человека, что опять-таки соответствует контемплятивной установке буржуазного субъекта, ведь признание деятельности стороны субъекта означает ниспровержение так называемых «законов экономики», что равноценно ниспровержению капиталистического общества вообще.
Всем участникам клуба большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.
Главный библиотекарь
отдела культурных программ О.А. Алиева