«От мольберта к исследованию искусства»

   В читальном зале отдела литературы по искусству  Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка книг «От мольберта к исследованию искусства», посвященная 145-летию со дня рождения русского художника  Игоря Эммануиловича Грабаря.

… Искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня – почти единственный источник

радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни!

Игорь Грабарь.

   Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 году  в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию.

   Все этапы поступления в Академию художеств (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и быстро. Уже в 1895 году он оказывается в мастерской очень почитаемого им Ильи Репина. Но вот летом 1895 года на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы постимпрессионистов (Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и Поля Гогена), что Грабарь на протяжении 1896-1900 годов колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».

   В 1900 году Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег, «Белая зима. Грачиные гнезда»,  «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол» и др.  Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать.  «Февральская лазурь» - это величественный «портрет» березы.

«Февральская лазурь»                                            «Мартовский снег»

   1910-1923 годы художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909-1916), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.

И. Грабарь «История русского искусства»

   В  течение двенадцати лет (1913-1925) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 году по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения

   С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал «Портрет матери», «Светлану», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

                                                                    «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа»                                  «Портрет сына»

   «Лучший отдых есть перемена работы», - говорил художник.

   Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства». «Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», - говорил о нем С. В. Герасимов.

«Автопортрет с палитрой»

Список литературы:

  1. Богемская, К. Г. Пейзаж [Текст]: Страницы Истории / К. Г. Богемская. - М.: Галактика, 1992. - 336 с.: ил.
  2. Грабарь Игорь. Письма 1891-1917 [Текст] / ред. Л. В. Андреева. - М.: Наука , 1974. - 472 с.: ил.
  3. Грабарь Игорь Эммануилович [Текст]. - М.: Советский художник, 1971. - 125 с.: ил.
  4. Долгополов, И. Рассказы о художниках [Текст]. В 2-х т. Т.1. / И. Долгополов. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - 672 с.: ил.
  5. Долгополов, И. Мастера и шедевры [Текст]. В 3-х т. Т.3. / И. Долгополов. - Москва: Изобразительное искусство, 1986. - 784 с.: ил.
  6. Картины Русского музея [Альбом] / авт., сост. О. Ф. Петрова. - М: Советский художник, 1979. - 119 с.: цв.ил.

Отдел литературы по искусству

 

Яндекс.Метрика