В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка книг «От мольберта к исследованию искусства», посвященная 145-летию со дня рождения русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.
… Искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня – почти единственный источник
радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни!
Игорь Грабарь.
Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 году в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию.
Все этапы поступления в Академию художеств (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и быстро. Уже в 1895 году он оказывается в мастерской очень почитаемого им Ильи Репина. Но вот летом 1895 года на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы постимпрессионистов (Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и Поля Гогена), что Грабарь на протяжении 1896-1900 годов колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».
В 1900 году Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег, «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол» и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать. «Февральская лазурь» - это величественный «портрет» березы.
«Февральская лазурь» «Мартовский снег»
1910-1923 годы художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909-1916), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.
И. Грабарь «История русского искусства»
В течение двенадцати лет (1913-1925) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 году по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения
С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал «Портрет матери», «Светлану», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».
«Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» «Портрет сына»
«Лучший отдых есть перемена работы», - говорил художник.
Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства». «Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», - говорил о нем С. В. Герасимов.
«Автопортрет с палитрой»
Список литературы:
Отдел литературы по искусству