«Феномен Дербентской культуры: политологический и философский аспект».

   10 марта в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе». Тема встречи: «Феномен Дербентской культуры: политологический и философский аспект». Докладчиком дня был научный сотрудник отдела социологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, тележурналист, ведущий передачи «Кунацкая» Ханжан Курбанов.

   Категория «культура» – понятие многогранное и многоплановое. Она как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности охватывает и концентрирует в себе практически все сферы материального и духовного творчества людей и совокупность результатов этого творчества. Культура преемственна и представляет собой непрерывный процесс развития и воспроизводства. У одних народов мира этот процесс протекал в заданных, изолированных рамках; у других народов – во взаимодействии и взаимовлиянии с другими народами.

   Географическое и стратегическое положение ряда регионов мира определяло пути великих миграций и переселений народов, что обусловливало и предопределяло особую культурно-историческую судьбу этих народов. В этом плане уникальное положение занимает каспийский проход и важнейший с древнейших времен его бастион – город Дербент.

   Дербент и сопредельные территории отличали насыщенность событиями и интенсивность миграционных процессов. С глубокой древности в разных направлениях здесь прошли десятки различных племен и народов, порою сметая все на своем пути, порою оседая на длительное время, частью ассимилируясь, бесследно растворяясь в местной этнической среде.

   В последние два тысячелетия, до присоединения к России, в Дагестане последовательно, с переменным успехом господствовали персы, арабы, монголо-татары, турки, и всегда бастионом влияния и господства выступал Дербент – главный экономический, политический, культурный и религиозный центр всего Восточного Кавказа. И поскольку каждый народ – творец и носитель определенной культуры, то здесь сложился уникальный, беспрецедентный в своем многообразии и многоплановости конгломерат культур – материальное и духовное наследие веков и народов. Дербент в силу своего центрального положения превращается в средоточие культур в их синкретическом полиэтническом и поликонфессиональном переплетении. Культура Дербента представляет сложнейший синтез культурных систем, носителями которых являются разные этнические, конфессиональные и социальные группы горожан. Все более важным становится поиск путей, принципов построения и одновременно задача изучения городского пространства в рамках взаимодействия религиозного и светского в духовной культуре.

   Изучение и осмысление всех изложенных процессов и культурного наследия Дербента, несомненно, представляет непреходящий научный интерес и практическую ценность, и значимость для поколений. Культура Дербента не является каким-то локальным явлением, она имеет мировое значение, подтверждением чему явилось и решение Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО о внесении этого уникального культурно-исторического феномена в реестр памятников мирового наследия. И этот факт в значительной большой степени должен актуализировать проблему исследования города, повысить ответственность и обязывать, чем испытывать гордость от причастности к этому великому памятнику истории и культуры.

   Становление и развитие фольклора в Дербенте происходило среди носителей этнокультурных традиций. Поэтому здесь возникает возможность понаблюдать и особенности, своеобразие бытования специфических черт, характеристик народного творчества, и данные для сопоставления типологических фольклорных ситуаций у различных межэтнических общностей. Наличие той или иной этнической общности уже само по себе предполагает социальное функционирование исторически сложившейся в ней системы, комплекса форм коллективной идеологии, проявляющихся в своеобразии духовной культуры, следовательно, и фольклора.

   Среди источников по средневековой истории и культуре Кавказа важную роль играют эпиграфические памятники. Большинство из них составлено на восточных языках преимущественно на арабском. По своему значению и содержанию эти надписи можно разделить на три группы: исторические, надписи-эпитафии, строительные и сопровождающие их благопожелательные записи. Наиболее многочисленную группу составляют надписи-эпитафии, т.е. надписи на надгробных сооружениях. Наиболее ранняя датированная надпись, сопровождающаяся вводным текстом, относится к 1044г.

   Как всегда, обсуждение было очень бурным и интересным. Участникам диспута большое спасибо!

Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.

 

О.А. Алиева, главный библиотекарь

отдела культурных программ

Яндекс.Метрика