«Проповедник добра»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Проповедник добра», посвящённая 185-летию со дня рождения русского художника Николая Николаевича Ге.

 

«Я не могу жизнь и сознание своё отделять от работы».

Н.Н. Ге

   Николай Николаевич Ге – один из наиболее ярких, значительных и вместе с тем наиболее сложных фигур в русском искусстве второй половине XIX века. Знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века.

   В 1850 году Ге поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. За картину «Саул у Аэндорской волшебницы», образцовое произведение академической живописи, Ге получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.

  «Саул у Аэндорской волшебницы»

   За шесть лет пенсионерства Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима. В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря».

 «Тайная вечеря»

   С 1870 года он – один из организаторов и руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.

 «Мраморная пильня в Карраре»

   Последние 15 лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике. Живописная манера этого периода творчества приобрела экспрессивность.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»

   Одной из наиболее глубоких по содержанию и новаторской по форме явилась картина «Голгофа».

 «Голгофа»

   Судьба его картин была непростой: их запрещали к показу, подвергала критике церковная цензура, а последнюю картину «Голгофа» художник не закончил, и публика увидела её лишь после его смерти: это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью.

   В то же время он пишет портреты своих современников, а также автопортрет. Ге делает иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. Судьба его последних работ сложилась весьма драматично: картину «Милосердие» он уничтожил; работа «Выход с тайной вечери» была подвержена критике церковной цензурой; картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» была снята с выставки за кощунство в изображении Христа; первый вариант «Распятия» он уничтожил, а ещё один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещён к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире.

                                                                                      «"Что есть истина?". Христос и Пилат»                                    «Распятие»

 

   Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894 г.

Список литературы:

   1. Верещагина, А. Г. Николай Николаевич Ге [Текст] / А. Г. Верещагина. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 184 с.: ил.

   2. Николай Николаевич Ге. 1831–1894 [Текст]. – М.: Советский художник, 1969. – 64 с.: ил.

   3. Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников [Текст]. – М.: Искусство, 1978. – 399 с.: ил.

   4. Ге Николай Николаевич [Текст] / автор-составитель Т. Горина. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 55 с.: ил.

   5. Зограф, Н. Николай Николаевич Ге [Текст] / Н. Зограф. – Л.: Художник РСФСР, 1968. – 77 с.: ил. (Народная библиотечка по искусству)

   6. Костин, В. Николай Николаевич Ге. 1831–1894 [Текст] / В. Костин. – М. – Л.: Искусство, 1949. – 31 с.: ил.; 16 см. (Массовая библиотека по искусству).

   7. Порудоминский, В. И. Николай Ге [Текст] / В. И. Порудоминский. – М.: Искусство, 1970. – 320 с.: ил. (Жизнь в искусстве).

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика