Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Мастер тончайших нюансов», посвящённая 175-летию со дня рождения французского художника Пьера Огюста Ренуара.
«Для меня картина... должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой!
В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать ещё новых.
Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной».
П.О. Ренуар
Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминание которых сразу вызывает душевную радость. Есть художники, которых многие знают, их творчеству посвящены многочисленные монографии, книги, научные статьи. А есть художники, которых просто любят. О них тоже пишут, но подчас предпочитают издавать репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители могли любоваться их работами. Таков Ренуар.
Пьер Oгюст Ренуар (1841–1919) – французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862–1864 гг. Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане «Харчевня матушки Антони».
На рубеже 1860–1870 годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду «Купание на Сене», «Ложа».
«Купание на Сене»
«Бал в Мулен де ла Галетт»
Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни – балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия «Мулен де ла Галет». Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи. Таковы картины «После обеда», «Штеделевский институт искусства», «Зонтики», портрет актрисы Жанны Самари.
Портрет актрисы Жанны Самари. «Зонтики»
Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов («Девушки в чёрном»).
С 1880-х годов Ренуар всё более тяготел к классической ясности и обобщённости форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма («Большие купальщицы»). Лаконизмом, лёгкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты Ренуара («Купальщицы»).
В конце жизни Пьер Ренуар занимается скульптурой, а от живописи отказывается из-за болезни рук. 2 декабря 1919 года известный художник Пьер Огюст Ренуар умер от воспаления лёгких в Кань-сюр-Мере.
Ренуар прожил долгую жизнь. Он увидел в начале XX века живопись, появление которой не могли даже представить импрессионисты в своей молодости, – Матисса и его друзей – «диких», Пикассо с его кубизмом. И он оставался всю жизнь таким, каким в неё пришёл.
Список литературы, представленной на выставке:
1. Дитель, Анн. Ренуар [Текст] / А. Дитель. – М.: АСТ; [Б. м.]: Астрель, 2002. – 176 с. (Живопись. Открытие).
2. Воллар, Амбруаз. Ренуар [Текст] / Амбруаз Валлар. – М.: Республика, 1995. – 251 с.: цв. ил.
3. Готье, Максимилиан. Ренуар [Текст] / Максимилиан Готье. – М.: Слово, 1995. – 95 с.: цв. ил. (Картинная галерея).
4. Ренуар, Жан. Огюст Ренуар [Текст] / Жан Ренуар; пер. с французского: Олег Волков. – М.: Искусство, 1970. – 335 с.: цв. ил.; 21 см. (Серия «Жизнь в искусстве»).
5. Ренуар [Альбом] / авт., сост. М. Прокофьева. – М.: Советский художник, 1966. – 112 с.: цв. ил.
6. Перрюшо, Арни. Жизнь Ренуара [Текст] / Арни Перрюшо; пер. с французского: С. А. Тарханова, Ю. Я. Яхнина. – М.: Радуга, 1986. – 335 с.: ил.
Отдел литературы по искусству