16 февраля в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялось очередное заседание дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Организатор клуба магистр философии Джамирза Магомедов выступил с докладом о творчестве венгерского философа Дьёрдя Лукача.
Дьёрдь Лукач (1885–1971) – венгерский философ, эстетик, теоретик и историк культуры. Прошёл сложную эволюцию от буржуазно-философских, преимущественно неокантианских, воззрений к марксизму. Ранние работы Лукача по эстетике, например «Душа и формы» (1910), были созданы под влиянием неокантианства (Риккерт, Вебер) и философии жизни (Дильтей, Зиммель). В годы Первой мировой войны Лукач приступил к серьёзному изучению трудов Маркса. В 1918 г. вступил в Венгерскую компартию. В книге «История и классовое сознание» (1923) Лукач рассматривал вопросы о сущности философии, диалектике социальных процессов и всемирно-исторической миссии пролетариата, о структуре практики, об отчуждении, но решал их в основном в гегельянском и ультралевом духе, превратив понятия социально-классовой борьбы в абстрактно-онтологические и антропологические категории. Главным объектом революционной борьбы пролетариата выступало у него отчуждение, отождествлённое с опредмечиванием. В годы эмиграции и жизни в Германии (1931–1933) и в Советском Союзе (1930, 1933–1944) творчество Лукача достигло расцвета. В книге «Молодой Гегель» (1936) он применил идеи «Философских тетрадей» Ленина к анализу идеалистической диалектики. Важную роль в эти годы сыграла борьба Лукача за принципы реалистического искусства, против формализма, схематизма и вульгарного социологизма. В 1945 г. он вернулся в Венгрию, где принял участие в политической борьбе. Критика им в 50-х гг. политических и философских взглядов Сталина была меткой и убедительной. В 60-х гг. работал над оставшимся неоконченным итоговым трудом «Онтология общественного бытия», в котором исследовал роль труда как основы материальной и духовной практики людей, сосредоточивая внимание на диалектике объективно-необходимой его стороны и альтернативно-свободного целеполагания. Лукач применил ленинскую теорию отражения к анализу категорий «прекрасное», «мимезис» (подражание), «катарсис» и др., подчёркивая «дефетишизирующую», т. е. критическую, функцию передовой литературы и искусства.
Основное содержание доклада заключалось в том, что капиталистическая система превращает человека в вещь, в товар, человеческая субъективность овеществляется, не остаётся ни одного типа общественных отношений, которые не имели бы характер товарных отношений. Товарная форма общественных отношений достигает своей всеобщности с появлением так называемого свободного наёмного рабочего, продающего свой труд за заработную плату, обладающего единственной собственностью: своим рабочим временем. Рационализация и калькуляция достигают своего максимума, как правила эффективного капиталистического производства они требуют предельной просчитываемости процесса производства, что приводит к вычленению качественных, содержательных, иррациональных характеристик трудящегося. Деятельностная установка, присущая традиционным формам производства, заменяется контемплятивной установкой, что приводит к созерцательности, унификации процесса производства. Время при капиталистическом способе производства, согласно Лукачу, становится пространством, оно теряет качественность, неравномерность, прерывистость, становится континуальным. Такое время нивелирует индивидуальные различия, делая людей всего лишь равным количеством времени, всё иррациональное и индивидуально качественное расценивается как дефектность, которую необходимо устранить, как помеха процессу производству в капиталистическом обществе. Предельная спецификация труда разрывает не только объект производства, но и субъект, отныне цельной субъектности противостоит овеществленная часть личности, все физические и духовные качества проявляются лишь во всеобщей товарной форме.
Овеществлению подвергаются и наука и право; констатируя окружающую реальность в своей неизменности, позитивности (в гегелевском смысле), эти социальные системы зиждутся на неких вечных принципах: система науки — на принципе объективной закономерности, а система права — на так называемых вечных ценностях. Экономическая наука в своих просчетах, рассматривая потребительские стоимости как меновые, также сводит разнообразие рынка к некой меновой эквивалентности, что приводит к неверным расчётам и негативным социально-экономическим последствиям.
Предельная рационализация и спецификация в каждой предметной сфере приводит к рассогласованности в глобальном экономическом контексте, что и приводит к отрицательным экономическим результатам вплоть до кризисных явлений.
Всем участникам клуба большое спасибо!
Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела культурных программ О.А. Алиева