Литературный календарь на февраль 2016 года

   В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова выставлен литературный календарь на февраль 2016 года.

 

5 февраля – 180 лет со дня рождения Николая Александровича Добролюбова, литературного критика.

 

   Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848–1853 гг.). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге.

  Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В 1856 г. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии.

   Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857–1859 гг.). По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу – просветителем. В 1858 г. он печатает статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды. В 1859–1860 гг. появились его литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики явлений самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».

   В июле следующего года Добролюбов вернулся на Родину, не поправив здоровья, и скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу. Умер знаменитый критик 29 ноября 1861 г. в Петербурге.

 

Представленная литература:

   1. Добролюбов Н. А. Избранное / А. Н. Добролюбов. – М.: Искусство. 1986. – 432 с.

   Материалы, включённые в сборник, раскрывают эстетическую концепцию выдающегося русского критика Н. А. Добролюбова, её революционно-демократическую направленность. В книгу вошли такие сочинения Добролюбова, как «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Черты для характеристики русского простонародья», извлечения из известных статей о Пушкине, Островском, Гончарове, а также некоторые рецензии. Сборник рассчитан на специалистов и на широкую читательскую аудиторию.

   2. Добролюбов Н. А. Избранные статьи / В. А. Еремина. А. Н. Добролюбов. – М.: Сов. Россия, 1978. – 368 с.

   В книгу вошли широко известные статьи Н. А. Добролюбова, посвящённые творчеству его современников – виднейших русских писателей: Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Тургенева, Островского, Достоевского. Существенным дополнением к ним являются статья «О степени участия народности в развитии русской литературы», раскрывающая воззрения великого критика на главные этапы и формы становления русской литературы с момента её зарождения, а также острополемическое «Письмо к Н. И. Гречу», написанное под воздействием знаменитого «Письма Белинского к Гоголю» и проникнутое его революционным духом.

   3. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? / А. Н. Добролюбов. – М.: Сов. Россия, 1983. – 48 с.

   Статья «Что такое обломовщина?», являясь одним из самых блистательных образцов литературно-критического мастерства Добролюбова, широты и оригинальности его эстетической мысли, имела в то же время огромное значение как программный общественно-политический документ. Статья всесторонне аргументировала необходимость скорейшего разрыва всех исторически сложившихся контактов русской революционной демократии с либерально-дворянской интеллигенцией, оппортунистическая и объективно-реакционная сущность которой рассматривалась Добролюбовым как идейная обломовщина, как показатель и непосредственное следствие разложения правящего класса, как главная опасность на данном этапе освободительной борьбы..

 

9 февраля – 975 лет со дня рождения Алишера Навои, узбекского поэта.

   Алишер Навои (09.02.1441–03.01.1501) – узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель.

  Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Hавои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (ср.-азиат. тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 г. стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 г. был назначен визирем и получил титул эмира. Hавои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

  Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Hавои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Hавои вызвали недовольство при дворе. В 1487 г. Hавои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудил Hавои оставить службу.

Представленная литература:

   1. Навои А. Поэмы / А. Навои. – М.: Худ. литература,1972. – 813 с.

   На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внёс значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науке, искусству, литературе; всегда пытался установить мир и гармонию.

   2. Навои А. Стихотворения и поэмы / А. Навои. – Л.: Сов. писатель, 1983. – 919 с.

   Алишер Навои – выдающийся поэт-гуманист Средневекового Востока, основоположник узбекской национальной литературы. Его богатейшее стихотворное наследие составляют ряд диванов (сборников лирики), знаменитый цикл из пяти монументальных поэм «Хамсе» («Пятерица») и много других произведений.

   Полнотой материала настоящее издание превосходит большинство ранее выпущенных однотомных собраний сочинений Навои в русских переводах. Основное место в книге занимают пять поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «О семи скитальцах», «Стена Искандара», каждая из которых представлена в избранных главах. Раздел стихотворений объединяет разнообразные по жанрам и формам образцы лирики поэта (газели, мухаммасы, туюги, кыта, сакинаме и др.)

 

16 февраля – 185 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова, русского писателя.

   Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника. Образование получил в Орловской гимназии. С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве.

   В 1861 г. переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.

   В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», 1862 г.; «Язвительный», «Житие одной бабы», оба 1863 г.; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).

   В то же время одна из ранних статей Лескова – о петербургских пожарах (1862 г.) – послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Рассказ «Овцебык» (1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

   Писатель создаёт шаржированные типы нигилистов (повесть «Загадочный человек», 1870 г.; роман «На ножах», 1870–1871 гг.). Идеал Лескова – не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.

Представленная литература:

   1. Лесков Н. С. Повести. Рассказы / Н. С. Лесков. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 683 с.

   В помощь учащимся и учителям публикуются: комментарии к текстам, летопись жизни и творчества писателя, высказывания критиков о нём, воспоминания современников. Для учащихся старших классов, абитуриентов и учителей.

   2. Лесков Н. С. Леди Макбет Мценского уезда. Левша / Н.С. Лесков. – М.: Олимп, 2002. – 251 с.

   Настоящее издание кроме произведений Н. С. Лескова, изучаемых по школьной программе, содержит дополнительные материалы в помощь школьникам; комментарии, темы сочинений и развёрнутый план одного из них.

   3. Лесков Н. С. Повести. Рассказы / Н.С. Некрасов. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.

   В книгу включены повести и рассказы Н. С. Лескова. В приложении к книге помещены отрывки из критической статьи о творчестве писателя.

 

Приглашаем посетить нашу выставку!

 

Универсальный читальный зал

Яндекс.Метрика