В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Вечно юный гений», посвящённая 260-летию со дня рождения знаменитого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник,
несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Моцарт прожил всего 35 лет, но, несмотря на непрерывную концертную деятельность, сумел создать за это время около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, реквием и другие произведения различных жанров.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). При крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.
Отец Моцарта, Леопольд, был композитором, придворным скрипачом, довольно известным в то время. Отец сыграл большую роль в становлении Моцарта как композитора.
Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца. Первые сочинения появились в 1761 г. С шестилетнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании.
Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой. Художник — Эбенейзер Кроуфорд
Моцарт наряду с Йозефом Гайдном и Людвигом ван Бетховеном является представителем Венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности.
Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества – музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерно органичное единство драматической и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. «Зингшпиль» Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».
Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта – симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки к бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта – важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка.
В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.
Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.
Официальная версия причины смерти композитора – ревматическая лихорадка. Долгое время ходили разговоры, будто бы кончина его была насильственной – якобы Сальери, завидуя таланту Моцарта, отравил его. В 1997 году во Дворце правосудия в Милане рассматривалось дело Сальери; в результате обвиняемый был полностью оправдан.
«Последние часы жизни Моцарта», картина работы Г. Н. О’Нила, 1860-е гг.
Памятник Амадею Моцарту в Вене
Список литературы, представленной на выставке:
1. Аберт, Герман. В. А. Моцарт [Текст]. Кн. 1. Ч.1 / Герман Аберт. – М.: Музыка, 1978. – 534 с.; 21 см. – 10000 экз. (в пер.)
2. Вейс, Дэвид. Возвышенное и земное [Текст]: Роман о жизни Моцарта и его времени / Дэвид Вейс; пер. с англ. Н Ветошкина; авт. послесл. И. Бэлза. – Минск: Беларусь, 1986. – 636 с.
3. Моцарт, В. А. Сонаты для фортепиано [Текст] / В.А. Моцарт. – СПб: Лань, 2002. – 327 с. (Мир культуры, истории и философии).
4. Моцарт, В. А. Шесть сонатин («венские») для фортепиано [Текст] / В.А. Моцарт. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 40 с.
5. Попова, Т. Моцарт [Текст]. Изд. 2-е / Т. Попова. – М.: Музыка, 1967. – 102 с.: ил. (Школьная библиотека).
6. Эйнштейн, Альфред. Моцарт. Личность. Творчество [Текст] / Альфред Эйнштейн. – М.: Музыка, 1977. – 454 с.: муз. пр.; 21 см. – 12000 экз. (в пер.)
Отдел литературы по искусству