С 20 по 30 марта 2013 года отделом литературы по искусству организована тематическая выставка книг «Искусство фарфора».
Фарфор – керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы. Отформованные изделия обжигаются дважды. Первыми научились обжигать фарфор китайцы – тысячу семьсот лет назад, хотя по составу вначале это был не фарфор, но материал, близкий к фарфору, из него делали селадоны – слегка просвечивающие чаши и пиалы с бледной серовато-зеленоватой глазурью.
Китайцы строго сохраняли свой секрет, пока одному алхимику не удалось его разгадать.
Это был Бётгер, придворный алхимик саксонского короля Августа Сильного – именно он изготовил фарфор из мейсенской глины, правда, не белый, а коричневый. Начало производства фарфора в России относится к середине XVIII в. и связано с именем русского ученого, друга М.В. Ломоносова, Д.И. Виноградова, который сумел найти требуемые составы, выяснил режим обжига и получил изделия с тонким, белым, полупрозрачным, насквозь спёкшимся звонким черепком-фарфором. В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод – «Невская порцелиновая мануфактура», позднее – Императорский завод. Вслед за ним возникли фарфоровые фабрики Ф. Гарднера, А. Попова, Н. Юсупова и многих других – всего до 700 марок русского фарфора. В 1832 году Т. Кузнецов основал крупный фарфоровый завод в Дулёво. Ослепительно белую посуду, выпускаемую на заводе, украшали крупные яркие розаны. Обычно росписью занимались молодые девушки, большинство из которых носили имя Агафья, - поэтому их рисунки стали называть «агашками».
К концу XIX века, большинство заводов перешло во владение к крупному промышленнику М.С. Кузнецову, создавшему «фарфоровую империю» - «Товарищество Кузнецова». Посуда была добротной, без лишних выкрутасов. Однако некоторые изделия по хрупкости не уступали китайскому фарфору, недаром китайские купцы называли русский фарфор «более китайским, чем сам китайский».