«Время, вперед!»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова  организована выставка «Время, вперед!», посвященная 100-летию со дня рождения российского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов - русский, советский композитор и музыкальный деятель - родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.

С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина с успехом исполняются, и по сей  день.

В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В эти годы он сочиняет романсы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.

Самые значительные среди произведений Свиридова 40-х годов - его инструментальные ансамбли. За трио он был удостоен Государственной премии. Но тогда композитор еще не нашел собственной творческой темы.

Новое, свое пришло как внезапное откровение, когда в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса. Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".

Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина". Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал.

К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского, за которую композитору присуждена Ленинская премия.

В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины. В кантате "Курские песни" композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.

Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака), "Петербургские песни" (на слова А. Блока).

 

 

Новодевичье кладбище. Могила Г. Свиридова.

 

Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души. Умер Свиридов в Москве 6 января 1998.
Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Памятник Г.В. Свиридову,  г. Курск.

 

Список литературы:

 

1.  Книга о Свиридове [Текст] сост. А.А.Золотов. - М.: Советский композитор, 1983. - 282 с.: фот.

2. Музыкальный мир Георгия Свиридова [Сборник статей] / сост.: А. Белоненко. - М.: Советский композитор, 1990. - 224 с.: ил.

3.  Полякова, Л. Курские песни Г.Свиридова [Текст]/ Л. Полякова.  - М: Советский композитор, 1968 -130 с.: нот.

4. Полякова, Л. Вокальные циклы Г. Свиридова [Текст] / Л. Полякова. - М.: Советский композитор, 1971. - 99с.: ил.

5.Фришман, Д. «Петербургские песни» Георгия Свиридова. [Текст] /Д. Фришман. - М.: Советский композитор, 1990. - 81 с.: нот.

6. Элик, М. « Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова [Текст] / М. Элик. - М: Советский композитор, 1971: - 160 с.: нот.

 

 

 

 

Отдел литературы по искусству.

 

Яндекс.Метрика