Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Полвека волшебного танца», посвященная 90-летию со дня рождения российской балерины Майи Плисецкой.
Майя Михайловна Плисецкая — знаменитая советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Солистка Большого театра в Москве. Была супругой композитора Родиона Щедрина.
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года, в Москве, в семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер.
В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы. Майю и ее брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.
Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. Там она последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре. Анна Михайловна была принята в Большой театр после окончания училища в 1943 году и очень быстро стала его ведущей балериной.
В 1945 году Майя Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева.
А затем в 1959 году она с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Юрий Николаевич Григорович).
Среди лучших ролей М. Плисецкой: Мехменэ Бану («Легенда о любви» Арифа Джангировича Меликова, балетмейстер Григорович, Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Константиновича Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, Раймонда («Раймонда» Александра Константиновича Глазунова), Одетт-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Майя Михайловна выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет «Болеро», «Айседора», Брюссель, театр «Одеон», Париж, Римская опера, «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес.
Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Родиона Щедрина, «Чайка» Родиона Щедрина, «Раймонда» Александра Глазунова, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Родиона Щедрина.
В 1983–1884 Майя Михайловна являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988–1990 — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего.
В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.
Майя Плисецкая - универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей были подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема).
Майя Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина».
Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».
Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» кинофильм «Балерина», телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.
Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...». Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину. Майя Плисецкая – и автор мемуаров «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах». К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.
Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Германии. По сообщению ее супруга Родиона Щедрина Плисецкая скончалась от сердечного приступа в возрасте 89 лет.
Работы в театре:
Лучшие балетные партии:
Большой театр:
«Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев) - Джульетта
«Конек-Горбунок» (Р.К. Щедрин) - Царь-Девица
«Спящая красавица» (П.И. Чайковский) - Аврора
«Дон Кихот» (Л.Ф. Минкус) - Китри
«Бахчисарайский фонтан» (Б.В. Асафьев) - Зарема
«Лебединое озеро» (П.И. Чайковский) - Одетта-Одиллия
«Раймонда» (А.К. Глазунов) - Раймонда
«Кармен-сюита» (Ж. Бизе и Р.К. Щедрин) - Кармен
«Легенда о любви» (А.Д. Меликов) - Мехменэ Бану
«Каменный цветок» (С.С. Прокофьев) - Хозяйка Медной Горы
«Золушка» (С.С. Прокофьев) - фея Осени
Театр «Колон», Буэнос-Айрес:
«Эль Ренидеро»
Париж, Брюссель, Рим:
«Федра»
«Балет ХХ века»
«Леда и Лебедь» (хореограф М.Бежар)
Марсельский балет:
«Айседора»
«Болеро»
«Гибель Розы» (часть балета «Сад любви»)
Литература, представленная на выставке:
1. Плисецкая, Майя. Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцатых главах [Текст] / М. Плисецкая. - М: АСТ, 2008. - 160 с.
2. Плисецкая, М. Я, Майя Плисецкая... [Текст] / М. Плисецкая. - М.: АО "Издательство "Новости", 1995. - 496 с.: ил.
3. Рославлева, Н. Майя Плисецкая [Текст] / Н. Рославлева. - М: Искусство, 1968 -130 с.: фот.
4. Майя Плисецкая [Фотоальбом] / авт. альбома Л. Жданов; авт. текста В. Комиссаржевский. - М.: Планета, 1980. - 115 с.: фот.
5. Мессерер, Асаф. Танец. Мысль. Время. [Текст] / Асаф Мессерер. - М.: Искусство, 1990. - 259 с.: ил.
6. Русский балет [Текст]: большая Российская энциклопедия / ред.: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская. - М.: Согласие, 1997. - 632 с.: ил.
7. Театр "Ла Скала" [Альбом] / сост. И. Г. Константинова. - Л.: Музыка, 1989. - 158 с.: фот.
Отдел литературы по искусству.