«Венец нидерландского Возрождения»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка - «Венец нидерландского Возрождения», посвященная 490-летию нидерландского живописца Питера Брейгеля.

Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой. Свою творческую деятельность Брейгель начал как график. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр Иеронимуса Кока. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних, исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553), изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа

В 1565 году были написаны  серия Картин  месяцев или времён года, от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима», «Жатва. Лето» и «Сумрачный день»,  «Весна».

 

 

 

 

«Охотники на снегу. Зима»

 

«Жатва. Лето».

 

 

Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара". Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. В центре внимания - пронизанный солнечным светом, исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек - иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.

«Падение Икара»

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля  посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

«Личностный рост»

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

«Сорока на виселице»

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют, правда и вымысел. Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен Брейгель в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.

Список литературы:

Гершензон-Чегодаева, Н. М. Брейгель [Текст] / Н. М. Гершензон-Чегодаева. - М.: Искусство, 1983. - 411 с.: цв.ил.

 

Котельникова, Т. М. Брейгель [Текст] / Т.М. Котельникова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 128 с.: цв.ил. - (Галерея гениев).

 

Львов, С. Питер Брейгель [Текст] / С. Львов. - М.: Искусство, 1971. - 230 с.: ил. - (Жизнь в  искусстве).

 

Питер Брейгель [Текст] / авт., сост. Р. Климов. - М.: Изобраз. искусство, 1959. - 51 с.: ил.

 

Роке, Клод-Анри. Брейгель или мастерская сновидений. [Текст] / Клод-Анри. Роке. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 298 с.: цв.ил. - (Жизнь замечат. людей. Серия биогр.).

 

Сугробова, О.  Падение Икара [Текст]: рассказ о нидерландском художнике Питере Брейгеле / О. Сугробова. – М.: Детская литература, 1984. - 59 с.: цв.ил.

 

 

Отдел литературы по искусству

 

Яндекс.Метрика