Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Тонкий лиричный пейзажист», посвящённая 130-летию со дня рождения русского художника Сергея Васильевича Герасимова.
Сергей Васильевич Герасимов, выдающийся русский советский художник, яркая самобытная личность. Высокие человеческие качества художника-гражданина, широта души, смелость и стойкость в искусстве, жизненная мудрость сочетались в нем с необыкновенной скромностью, с человеческой честью, огромной любовью к миру и людям.
Сергей Васильевич Герасимов родился 14 (26 по новому стилю) сентября 1885 года в старинном городе Можайске в семье кустаря-кожевника. Одарённый живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирождённый педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества. Художественное образование он получил в СХПУ (1901–1907), затем в МУЖВЗ (1907–1912), где учился у К.А. Коровина и С.В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, лёгких мазков. Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни («У телеги», 1906; «Можайские ряды», 1908; «Свадебные в трактире», 1909).
В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия «Мужики») художник искал более острого, драматически напряжённого выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: «Фронтовик» (1926), «Колхозный сторож».
Герасимов – лирик по натуре, изысканный пейзажист. Его высшие достижения – в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита («Зима», 1939; «Лёд прошёл», 1945; «Весеннее утро», 1953; серия «Можайские пейзажи», 1950-е, и др.).
Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развёрнутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: «На Волхове. Рыбаки» (1928–1930), «Колхозный праздник» (1937).
Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными («Клятва сибирских партизан», 1933; «Мать партизана», 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1933–1936) и к роману М. Горького «Дело Артамонова» – за них Герасимов награждён золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе.
Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл пейзажей. Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в Кисловодске.
С. Герасимов из собрания Государственной Третьяковской галереи [Текст] / авт-сост. С. М. Иваницкий. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 48 с.: цв. ил.
С.В. Герасимов [Текст]: выставка произведений / ред. И. Березина. – М.: Советский художник, 1965. – 165 с.: цв. ил.