«От иллюстраций к пейзажу Кавказа»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «От иллюстраций к пейзажу Кавказа», посвящённая 140-летию со дня рождения русского художника Евгения Евгеньевича Лансере.

С именем Евгения Евгеньевича Лансере связан весомый вклад в различные области отечественной художественной культуры. Известный главным образом как иллюстратор и оформитель книг, автор классических иллюстраций к произведениям Л. Н. Толстого, и как художник-монументалист, один из создателей советской монументальной живописи, Лансере был также рисовальщиком и акварелистом, художником театра и мастером станковой картины разных жанров – от исторического до портретного. Он обращался к прикладному искусству, выступал как теоретик, долгие годы отдал педагогической деятельности.

Портрет Е.Е. Лансере в папахе, 1915 год. Зинаида Серебрякова

Евгений Лансере родился 23 августа (4 сентября) 1875 года под Петербургом – в Павловске, в семье талантливого скульптора Евгения Александровича Лансере.

Семейная традиция (отец – скульптор Е. А. Лансере, дядя – А. Н. Бенуа) предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере.

Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892–1896; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896–1899), он – так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, – оказался членом объединения «Мир искусства» и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), в книжной графике («Венок Врангелю», «Царская охота на Руси», обе 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы «нового стиля». Однако в исторических стилизациях («Петербург. У старого Никольского рынка», 1901; «Петербург начала XVIII века», 1906; «Ботик Петра I», 1906; «Корабли времён Петра I», 1911) нет печали об ушедшем времени, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Е. Е. Лансере. Царская охота (Пётр I на охоте). Охотники на привале

Сатирические рисунки в журналах «Зритель», «Жупел» и «Адская почта» (после закрытия «Жупела» Лансере взял на себя издание «Адской почты»), а также участие в создании «Календаря русской революции» (1907, запрещён сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из «мирискуснического» круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Е. Лансере. «Тризна» (газета «Адская почта», 1906 г.)

Лучшая предреволюционная работа Лансере – иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) – как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на «мирискусническое» понимание книжного ансамбля и изысканную графичность «петербургских» разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским «Казакам» (1917–1936).

Иллюстрации к книгам «Хаджи-Мурат» и «Казаки»

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917–1920) он провёл в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси – работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской академии художеств.

«Кавказский натюрморт», «Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата»

Е. Е. Лансере. «Тидиб вечером»

Кавказ героический – резкие масштабные соотношения, неожиданные столкновения планов, тревожное звучание живописных масс, и Кавказ лиричный – незатейливые мотивы склонов, поросших выцветшей на солнце растительностью, улочки горных аулов... «Влечение к Кавказу", красной нитью проходящее через цикл иллюстраций к «Хаджи-Мурату», с особенной полнотой и яркостью воплощается в пейзажном творчестве.

Работая на пленэре, художник стремился передать естественное освещение, солнце, воздух; живая пульсирующая световоздушная среда его пейзажных этюдов свидетельствует об изощрённом мастерстве колориста. Добиваясь насыщенности, плотности колорита, Лансере всё чаще употребляет темперу, позволяющую работать «энергично и непосредственно в смысле цвета»; акварель с её камерным звучанием уже не отвечает возросшему живописному темпераменту художника.

В пейзажах кавказского периода мы встречаемся с Лансере-живописцем, живописцем в полной мере, пожалуй, впервые вставшим вровень с Лансере-графиком.

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Главный мотив росписей – праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи – тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере – серия гуашей «Трофеи русского оружия» (1942). Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

 

 

Литература

Дагестан глазами Евгения Лансере [Текст]: к 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. – 239 с.: ил.

Каталог выставки. Дагестан глазами Е. Лансере. Посвящённый 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства.

 

 

 

Подобедова, О. И. Евгений Евгеньевич Лансере, 1875–1946 [Текст] / О. И. Подобедова; ред. Н. Воронина. – М.: Советский художник, 1961. – 420 с.: ил.

Книга в увлекательной форме рассказывает о жизни и творчестве одного из выдающихся мастеров советского изобразительного искусства Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946). Читатель сможет проследить весь путь становления художника. В конце книги приведён список произведений мастера.
В книге множество иллюстраций.

 

 

Кравченко, К. Евгений Евгеньевич Лансере, 1875–1946 [Текст] / К. Кравченко; ред. А. Леонов. – М.: Искусство, 1946. – 32 с.: ил.

В монографии рассматривается творчество Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946), выдающегося графика и живописца.

 

 

 

Лансере Евгений Евгеньевич [Текст] / ред. Т. Трофимова. – М.: Советский художник, 1964. – 55 с.: ил.

Евгений Евгеньевич Лансере относится к числу тех художников, чьи творческие интересы широки, а сферы деятельности многообразны. С равным увлечением и с равным успехом он работал в области книжного оформления и иллюстрирования, в графике малых форм (экслибрис, издательская или почтовая марка) и станковой графике, в области театральной декорации, монументальной и станковой живописи. Он много размышлял о сущности искусства, назначении художника, обобщал многие наблюдения и профессиональные навыки, выступая со статьями и лекциями. В альбоме даны репродукции его работ, фактические сведения.

 

 

Боровский, А. Евгений Евгеньевич Лансере [Текст] / А. Боровский; ред. А. Н. Тырса. – Ленинград: Художник РСФСР, 1975. – 55 с.: ил.

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) – мастер книжных и станковых композиций, монументалист и театральный декоратор. В его искусстве уживаются торжественность и жизненная полнокровность, праздничность и документальная достоверность. Точный и одновременно обобщённый рисунок, как основа передачи трёхмерности, господствует в его произведениях.

 

Приглашаем читателей посетить выставку!

 

Отдел литературы по искусству


 

 

Яндекс.Метрика