Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Академик портрета», посвященная 235-летию французского художника Жана Огюста Энгра.
Жан Огюст Доминик Энгр — французский живописец, рисовальщик и музыкант. Общепризнанный лидер европейского академизма XIX века, был приверженцем классических идеалов — и при этом художником глубоко самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины.
Жан Огюст Энгр родился 29 августа 1780 в Монтобане на юго-западе Франции. Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист, занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.
Энгр вошёл в историю французской живописи, прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии
Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний.
Портреты Наполеона - первого консула и императора.
Также писал и большие программные полотна: "Триумф Гомера", "Передача ключей св. Петру", "Обет Людовика XIII".
Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как "Одалиска Вальпинсона","Большая одалиска", "Венера Анадиомена".
"Большая одалиска"
Творческая биография Энгра занимает всю первую половину XIX в. Он учился у Жака Луи Давида и пережил Эжена Делакруа. Мастер неприязненно относился к романтикам, взбунтовавшимся против академических традиций; поборники неоклассицизма считали его вождём. Однако в своих произведениях Энгр воплотил собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий.
С 1841 года до конца жизни живёт в Париже. Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Список литературы:
Березена, В. Жан-Огюст-Доминик Энгр [Текст] / В. Березена. - М.: Изобраз. искусство, 1977. - 232 с.: цв.ил.
Признанный мастер живописи и блистательный рисовальщик, Жан-Огюст-Домнник Энгр занимает одно из самых значительных мест в истории французского искусства. Первые творческие шаги Энгра совпали с расцветом классицизма начала XIX века, а последние произведения были созданы в годы, когда зарождалась живопись импрессионистов. Главные усилия Энгра были направлены на сохранение принципов классического искусства, убежденным сторонником которого художник всегда оставался.
Энгр об искусстве [Текст] / сост., авт. предисл. А. Н. Избергина. - М.: Изд- во Академии Художеств СССР, 1962. - 170 с.: портр.
Французский живописец, рисовальщик и музыкант Жан-Огюст-Доминик Энгр (1781-1867), как известно, не писал критических и литературных работ. Но с 1806 года он вел своеобразный дневник, где записывал свои мысли и суждения об искусстве вперемежку с конспектами прочитанных книг, черновиками писем, описаниями своих как выполненных, так и невыполненных художественных произведений. Таких тетрадей-дневников десять. Перевод этих тетрадей дается в книге по монографии Деляборда 1870г., в которой были впервые опубликованы выдержки из этих дневников, характеризующие взгляды Энгра на искусство.
Березина, В. Жан Огюст Доминик Энгр [Текст] / В. Березина.- М: Изобразительное искусство, 1977. - 230 с.: ил.
Жан-Огюст-Домииик Энгр - один из наиболее выдающихся художников Франции - был тонким живописцем и блистательным рисовальщиком, автором превосходных портретов, разнообразных исторических и жанровых композиций. Тем не менее, его современники так же, как и потомки, никогда не прекращали и не прекращают споров о достоинствах созданных им произведений, по-разному оценивая их особенности. Новаторство этого мастера и глубина использования им старых художественных традиций, соотношение принципов классицизма и романтизма в его творчестве и, наконец, место наследия Энгра в истории французского искусства - на все эти вопросы каждый из исследователей дает свои ответы, причем высказанные ими суждения нередко противоречивы.
Энгр [Альбом] / авт. альбома В. Н. Березина. - Л.: Советский художник, 1967. - 88 с.: ил
Жан Огюст Энгр - один из наиболее выдающихся художников Франции - был тонким живописцем и блистательным рисовальщиком, автором превосходных портретов, разнообразных исторических и жанровых композиций. Задача настоящей работы - рассмотреть жизнь и творчество мастера и ответить на каждый из поставленных в монографии вопросов. Книга прекрасно иллюстрирована.
Энгр [Альбом] / авт. текста В. И. Раздольская. - М: Белый город, 2006. - 47 с.: цв.ил. - (Мастера живописи)
Очерк биографии и творчества великого мастера, который даже на фоне блистательного расцвета французской живописи XIX века являлся ключевой фигурой в искусстве. В этом прекрасном альбоме семь с половиной десятков самых интересных шедевров живописца
Отдел литературы по искусству