Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Искусство Японии».
Культура Японии сформировалась вследствие исторического процесса, который начался с миграции прародителей японцев на японские острова с континента и основания культуры эпохи Дзёмон. В нынешней культуре Японии прослеживается воздействие стран Азии (в частности Кореи и Китая), Северной Америки и Европы. На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой японского менталитета, и отразилась в японском творчестве.
Японский язык и письменность
Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Японский представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов — китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана.
Кандзи
Литература Японии
В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке.
Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (7 — 8 века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759 г.) и «Кайфусо».
Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку, вака и танка.
Хайку знаменитого японского поэта Басё:
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слёзы…
Японская живопись
Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины - ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан (794-1185 годы).
Японская живопись тушью - Суйбокуга
Подобную пейзажную лирику в японской живописи называют "сансуй".
Художник Судзуки Харунобу
Скульптура
Как и всякая островная культура, Япония - особенна во всем. Известно, что скульптура здесь появилась раньше живописи и традиции этого вида искусства весьма древни и старинны.
Дайбуцу Усику - самая большая статуя Будды в Японии. Общая высота скульптуры вместе с постаментом и лотосовидным цоколем - 120 метров.
Нэцкэ (нецке, нэцке) - слово японского языка буквально означающее "предмет на конце шнура". Это миниатюрные изделия из кости, дерева, фарфора или металла в виде забавных фигурок людей, зверушек, насекомых.
Гравюра
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) — уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Уже в 13 веке в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии — в период Токугава (1603-1868гг.).
Гравюры на дереве эпохи Мэйдзи японского художника, признанного мастера укиё-э.
Кинематограф
Поначалу в Японии кинематограф считался недостойным искусством, имело место пренебрежительное отношение к людям, которые снимали фильмы. Популярным кинематограф стал только в конце 30-х годов 20-го столетия.
В 50-е, 60-е годы 20 века кинематограф Японии начинает активно развиваться. Этот период называют «золотым веком» японского кино. В 1950 году было произведено 215 фильмов, а в 1960 году — их количество достигло 547. В это же время распространяются жанры политического, исторического кино, фантастика и боевики, Японский кинематограф становится знаменит во всем мире. Знаменитые режиссёры того времени — Акира Куросава, Сёхэй Имамура, Кэндзи Мидзогути. Большую популярность за пределами Японии приобретает актёр Тосиро Мифунэ, который играл практически во всех фильмах Куросавы.
В 90-х годах прошлого века по всему миру становится известен режиссёр и актер Такэши Китано.
«Семь самураев» Акиро Куросавы, который в 2010 году занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»
Аниме и манга
Аниме (японская анимация) широко известна по всему миру. От других анимационных жанров аниме отличается большей направленностью на взрослых зрителей. В аниме присутствует вспомогательное деление на жанры для определенной целевой аудитории. Мерой для разделения являются возраст, пол или психологический портрет кинозрителя. Зачастую аниме — это экранизированные японские комиксы манга, которые тоже получили большую известность.
Основная часть манги рассчитана на взрослую аудиторию. По данным на 2002 год примерно 40 % всего книжного рынка в Японии занимают комиксы с мангой.
Хаяо Миядзаки японский режиссёр-аниматор
Аниме «Принцесса Мононоке»,1997 г.
Одежда
В Японии существует два вида одежды — национальная — вафуку, и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») — общее название любой одежды в широком смысле, а в узком — форма вафуку. Юката — лёгкий халат; хакама — штаны; гэта, варадзи — сандалии; оби — пояс.
Кимоно гейши
Традиции, обычаи, этикет
Общество Японии характеризуется четко проявленным чувством принадлежности к конкретному социальному классу (семья, рабочий коллектив, студенческая группа), что также проявляется в своеобразных связях внутри сообщества.
В Японии особую важность имеют представления о «долге» и «обязательстве», именуемые гири. В Японии присутствуют некоторые нормы жестикуляции, и чем сдержанней человек, тем уважительнее к нему относятся, поэтому дружеский хлопок по плечу и дергание за руку в стране восходящего солнца не будут приветствоваться.
Театр и танец Японии.
Самой первой разновидностью театра стал театр но, сформировавшийся в 14-15 столетии, играя в нем, актёры надевали маски и облачались в шикарные одеяния. В 17 веке был создан один из самых знаменитых типов национального театра Японии — кабуки, на лица актеров был нанесен сложный грим. Особенно ценится мастерство оннагата, актёров, которые играют роль женщины. В 1629 году сегунат Токугава запретил женщинам играть в кабуки, после Второй мировой войны женщины вновь стали появляться на сцене, и даже была создана первая женская труппа.
Театр кабуки
Также известен национальный театр кукол бунраку. Определенные драматурги, такие как Тикамацу Мондзаэмон, создавали пьесы для бунраку, которые позже обыгрывались на «большом театре» — в кабуки.
Японский народный танец
Японский кукольный театр «Бунраку»
Daidoro Aska - шоу японских барабанщиков
Список литературы:
Искусство Японии [Альбом] / авт., сост. Н. А. Виноградова. - М. : Изобразительное искусство, 1985. - 150 с.: фот., цв.ил. - (Искусство стран и народов мира).
Японский народ создал неповторимые памятники, вошедшие в сокровищницу мировой художественной культуры. В искусстве Японии многогранно и полно отразились ее история, духовная жизнь, быт. Альбом знакомит с архитектурным искусством древности и средневековья. Вступительная статья, пояснения к репродукциям, словарь терминов и синхронистическая таблица помогут читателю глубже понять содержание произведений.
Тавровский, Ю. Япония сезоны перемен [фотоальбом] / Ю. Тавровский. - М.: Планета, 1990. - 239 с.: фот.цв.
Название этого альбома - Сезоны перемен - родилось на берегу острова Миядзима во время долгого ожидания прилива. Вдруг сама собой возникла мысль, что свои приливы и отливы, сезоны перемен свойственны и Японии. Нынешний небывалый расцвет наступил после военной катастрофы, кульминацией которой стала атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Настоящее издание рассказывает о жизни современной Японии во все ее многообразии. Великолепные пейзажи, буддийские храмы и монастыри, народные праздники, традиционные ремесла и искусства, особенности быта, трудовые будни - запечатлены в альбоме, всесторонне освещающем жизнь страны.
Виноградова, Н. А. Скульптура Японии. III - XIVвв. [Текст] / Н. А. Виноградова. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 240 с.: фот.
Классическая скульптура Японии - значительное, но мало изученное явление. В книге излагается краткая история японской скульптуры - от древнейших истоков и выделения в самостоятельный вид искусства в первых веках нашей эры и до последних десятилетий расцвета в XIV столетии. Автор отмечает важнейшие рубежи в развитии японского пластического мышления, раскрывает сложный и богатый мир образов, созданный японскими ваятелями, вводит читателя в круг общих проблем дальневосточной пластики. Анализ поступательного развития японской скульптуры дается на историко-культурном фоне, в сопоставлении с другими видами искусства.
Николаева, Н. С. Декоративные росписи Японии 16-18 веков [Текст]: от Кано Эйтоку до Огата Корина / Н. С. Николаева. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 232 с.: цв.ил.
В книге рассказывается о декоративной живописи Японии 16 - 18 веков. Наряду с гравюрой и театром Кабуки это искусство ярко выражало самобытность стиля японского искусства периода позднего средневековья и перехода к Новому времени. В этом жанре работали ведущие мастера - Кано Эйтоку, Таварая Сотацу, Огата Корин, творчество которых, связанное преемственностью, определяло три главных этапа исторического развития искусства декоративной живописи Японии и стиль своего времени. В книге автором дан анализ истоков стиля и общей стилевой эволюции декоративной живописи 16 - 18 веков, художественного метода мастеров, рассматриваются вопросы синтеза и архитектуры. В издании около 100 цветных и тоновых иллюстраций.
Сато, Тадао. Кино Японии [Текст] / Тадао Сато. - М.: Радуга, 1988. - 224 с.: фот.
В книге дается обзор истории развития японского кинематографа и его современного состояния. Особенностью научного метода автора является анализ явлений кино в тесной связи с общекультурными традициями и историей японского общества.
Григорьева, Т. Красотой Японии рожденный [Текст] / Т. Григорьева. - М.: Искусство, 1993. - 464 с.: цв.ил.
Книга состоит из двух разделов. В первой части автор раскрывает специфические черты эстетики Японии, которая пронизывает жизнь японского народа и привлекает своим своеобразием и живым очарованием души других народов. Эта эстетика питается истоками неповторимой поэзии и прозы Японии, она находит отражение в своеобразных ритуалах и церемониях, с некоторыми из которых читатель может познакомиться в этой книге. Вторая часть представляет фрагменты из антологии средневековой поэзии Японии, классической прозы, в том числе и прозы современного писателя, лауреата Нобелевской премии Кавабата Ясунари.
Николаева, Н. С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. [Текст]: середина XVI- начало XX века. / Н. С. Николаева. - М.: Изобразительное искусство, 1966. - 400 с.: цв.ил.
Книга - первое исследование на русском языке, посвященное контактам в изобразительном искусстве Японии и Европы. На обширных примерах автор прослеживает, как постепенно осваивались японцами приемы и методы европейской живописи, а Европа от поверхностного увлечения восточной экзотикой пришла к пониманию значительности иной художественной системы, законы которой повлияли на развитие искусства конца XIX - начала XX века. В книге дан анализ произведений таких выдающихся мастеров, как Хокусай, Хиросигэ, Уистлер, Мане, Дега, Моне, Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Гоген, Борисов-Мусатов, Кузнецов. Издание содержит 233 цветные и тоновые иллюстрации.
Отдел литературы по искусству