«Улыбающиеся лица»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Улыбающиеся лица», посвященная 280-летию русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого.

   Признанный мастер парадного портрета. Сын священника. Учился в Петербурге у А.П. Антропова, одновременно посещая классы Академии художеств. Некоторое время жил в Москве, где занимался писанием икон. Позднее возглавлял портретный класс Академии художеств. Общепризнанна его серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.

Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества.

   Точная дата рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого не установлена, однако исследователи творчества русского художника-портретиста склоняются к мнению, что приблизительно это 1735-1737 год.

   Наиболее значительным для творческого развития и художественного образования юного художника стало знакомство и работа под руководством известного русского живописца середины XVIII века А.П. Антропова, который в 1752 – 1755 годах расписывал церковь Андрея Первозванного в Киеве.

   В 1758 году Левицкий отправляется в Петербург, где поселяется у своего учителя. У Антропова Дмитрий Григорьевич занимался до 1762 года, одновременно посещая некоторые классы Академии художеств, в частности Дж. Валериани.

    В 1769 году Левицкий окончательно перебирается в Петербург, на многие годы, связав себя с Академией художеств, получив «назначение» в академики за портрет художника  Г.И. Козлова и его жены (не сохранился).

Портрет В. И. Митрофанова и его жены М. А. Митрофановой.

   В следующем году произведения Левицкого были представлены на ежегодной летней академической выставке. С этого момента начинается всеобщее признание живописца. За портрет ректора Академии и одного из архитекторов ее здания на Васильевском острове Александра Филипповича Кокоринова Левицкий получил звание академика, а в 1775 году был произведен в советники Академии.

   В 1771 году художник возглавил портретный класс Академии художеств, которым руководил семнадцать лет. Левицкий получает придворные заказы, заказы Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга. Он становится признанным мастером парадного портрета. Отличительной чертой художника являлась способность найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

   1870-е годы стали для живописца временем наивысшего расцвета творчества. Среди его работ этого периода портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инженер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х годов). Нетрадиционной работой Левицкого стал портрет П.А. Демидова (1773), который можно расценить как своеобразную иронию на парадный портрет, хотя его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому - богатому и оригинальному «чудаку».

Портрет П.А. Демидова

 

Портрет  А. М. Голицына.                                           Портрет М. И. Мордвинова

   В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год.

   Левицким была разработана трехступенчатая система обучения. На первом этапе его ученики копировали художественные образцы известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Затем художник вел ученика к навыкам самостоятельного композиционного мышления. Последним этапом было решение собственно портретной задачи: внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальной характерности облика. Ученики Левицкого - Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д. Камеженков, - оставили яркий след в истории русской живописи.

Портреты  императрицы Екатерины II.

 

 

                  Портрет Агаши, дочери художника.                   Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме.

 

   Однако постепенно Дмитрий Григорьевич утрачивает роль первого живописца, испытывает большие материальные затруднения. Вскоре здоровье художника становиться хуже, он начинает слепнуть. Последняя работа живописца относится к 1812 году. Умер Дмитрий Григорьевич Левицкий 4 апреля 1822 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Его могила затерялась во времени, хотя и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называется «Левицкой аллеей».

 

Список литературы:

Молева, Н. Левицкий [Текст] / Н. Молева. - М.: Искусство, 1960. - 100 с.: ил.

Книга посвящена Дмитрию Левицкому - замечательному русскому живописцу второй половины XVIII - начала XIX века. Издание снабжено иллюстрациями.

 

 

 

 

Дмитрий Григорьевич Левицкий [Текст] / сост. А. П. Валицкая. - М.: Искусство, 1980. - 250 с. : ил. - (Мастера русской живописи).

Монография посвящена искусству Дмитрия Григорьевича Левицкого (ок. 1735-1822), одного из родоначальников русской школы реалистического портрета. Созданная художником портретная галерея современников до сих пор поражает глубиной и тонкостью индивидуальных характеристик, великолепием живописного мастерства. Множество цветных репродукций представляют ряд шедевров выдающегося портретиста.

 

 

Смирнов, Г. В. Дмитрий Григорьевич Левицкий [Текст] / Г. В. Смирнов. - Л.: "Художник РСФСР", 1968. - 51 с.: ил. - (Народная библиотечка по искусству).

Книга посвящена Дмитрию Григорьевичу Левицкому - замечательному русскому живописцу второй половины XVIII - начала XIX века. Издание снабжено иллюстрациями.

 

 

 

Левицкий [Альбом]: 250 лет со дня рождения / ред. В. М. Домитеева; сост. А. П. Валицкая. - Ленинград: Художник РСФСР, 1985. - 35 с.: ил.

Альбом-проспект знакомит с творчеством замечательного русского художника-живописца украинского происхождения, мастера парадного и камерного портрета, Дмитрия Григорьевича Левицкого (около 1735-1822). Он был одним из первых художников в ряду мастеров, которые вывели отечественную живопись на общеевропейский уровень.

 

 

Валицкая, А. П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) [Текст] / А. П. Валицкая. - Л.: "Художник РСФСР",1985. - 95 с.: цв.ил.

Монография посвящена искусству Дмитрия Григорьевича Левицкого (ок. 1735—1822), одного из родоначальников русской школы реалистического портрета. Созданная художником портретная галерея современников до сих пор поражает глубиной и тонкостью индивидуальных характеристик, великолепием живописного мастерства. 26 цветных репродукций представляют ряд шедевров выдающегося портретиста.

 

 

Петинова, Е. Ф. Русские живописцы XVIII века [Текст]: биография / Е. Ф. Петинова. - СПб: Искусство-СПБ, 2002. - 336 с.: ил.- (Русское искусство. Стили. Жанры. Мастера).

Эта книга - первая в разработанной издательством научно-популярной серии о русском искусстве. Ее автор - сотрудник Русского музея, кандидат искусствоведения Е. Ф. Петинова - известна как серьезный исследователь. История живописи XVIII столетия последовательно раскрывается в форме творческих биографий художников, расположенных по хронологии. Отражены художественные процессы этого периода - смена стилей, развитие и соотношение жанров.

 

 

Приглашаем всех посетить нашу выставку!

 

 

Отдел литературы по искусству

 

 

Яндекс.Метрика