7 июля в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Организатор клуба философ магистр Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов. Джамирзу Магомедова можно поздравить с отличным окончанием университета и получением красного диплома магистра! Он выступил с докладом на тему: «Марксизм и гуманизм».
Как показывает время, вопрос об оценке марксизма решают не столько ученые или марксисты, сколько сама жизнь, практика, которую сами марксисты всегда провозглашали первичной и приоритетной по отношению к любой теории, в том числе и марксистской. Вопрос о марксизме весьма осложнен с самого начала уже тем, что мы имеем целый ряд понятий, соотношение которых между собой никогда не рассматривалось по существу теми, кто считал себя сторонником марксизма или марксистом. Достаточно просто перечислить их, чтобы понять, насколько велик ряд терминов, превращенных приверженцами марксизма в настоящие завалы из абстракций, символов и неприкасаемых святынь: «Маркс ранний» и «не ранний», «теоретическое наследие Маркса», «марксизм», «научный коммунизм/социализм», «марксизм-ленинизм», «ленинизм», «сталинизм», «большевизм», «советизм», «реальный (зрелый, развитой и т.п.) социализм», «марксистская теория», «марксистская идеология»...
Когда современные приверженцы Маркса говорят между собой, каждый из них имеет в виду что-то свое, прежде всего в политическом смысле. Но все они являются апологетами того или иного в марксизме и практике "реального социализма", все явно или неявно жаждут реванша, повторения эксперимента, несмотря на невероятно чудовищную человеческую цену этого "эксперимента". Все марксисты всячески закрывают глаза на реальные преступления против человечности, на геноцид, развязанный лидерами "пролетарской революции" в России. В ход идет все, что угодно. Например, было не 60 миллионов репрессированных, а, скажем, 5 или 10. Получается, что главное для них - доказать математическую ошибку оппонентов, а то, что это были люди, а не бревна, точнее, "щепки" – не имеет значения. Вот так же и по другим вопросам в арсенале любого марксиста заготовлен набор исторических, статистических, политических и философских, больших и малых фальсификаций, умолчаний и т.д.
У сторонников марксизма какая-то психологическая аномалия в отношении российской истории и роли марксистов и марксизма в ней. Во-первых, - это отсутствие элементарной совести и сочувствия к жертвам политических репрессий, их родителям, женам, детям…Не случайно в нашей стране жертвы репрессий всегда остаются как-то в сторонке от общественного внимания, как будто и не было того, что с ними случилось. Мы их как бы стесняемся, будто они какие-то "бедные родственники", портящие картину действительности. Это наш позор - такое отношение к жертвам советского режима. А ведь их судьбы, по сути, трагичнее судеб погибших на войне. Они умирали, в общем-то, понимая, что они жертвуют свои жизни во имя страны, своих родных, за свою Родину. Они знали, что их жертвы не напрасны. Фашисты могли убить человека, но не могли зачеркнуть его подвиг как защитника отечества. А узники ГУЛАГа умирали бессмысленно, в немом отчаянии, горько сознавая, что они "лагерная пыль", что о них никто не вспомнит и памятник, как героям войны, не поставит. Большевистская система уничтожала их не только физически, но и, превращая в лагерников, опустошала духовно, ломала морально, выставляя перед народом и страной как предателей и врагов. Что может быть трагичнее и ужаснее такой судьбы?
Конечно, восприятие марксизма и Маркса на Западе иное, ведь они не на своей, а на нашей шкуре испытали, что такое реальная - другой мы не знаем - практика марксизма, в рамках так называемого "мирового социалистического лагеря". Они, западные люди, породили Маркса, но не сделали из него фетиш, культ. Они посмотрели на него как на одного из многих талантливых, может быть, даже гениальных мыслителей, но брали его в общем контексте с другими мыслителями, не позволив себе сотворить из него кумира. И в этом было их счастье. Правда, они допустили у себя фашизм, но это, как говорится, “особая песня".
По сравнению с любой идеологией гуманизм кажется бессильным, но это только на первый взгляд. Ибо только гуманизм способен быть крайним рубежом, пределом и ограничителем для всякой идеологии и политической практики, когда, испытав ужасающие трансформации и превратившись в банально диктаторские и тоталитарные, они становятся преступными и начинают уничтожать людей.
Всех заинтересовавшихся клубом «Время и бытие» приглашаем в Национальную библиотеку им. Р. Гамзатова (3 этаж) на встречи участников клуба, которые проходят по вторникам в 18.00.
Главный библиотекарь
отдела культурных программ Алиева О.А.