«Мастер критического реализма»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Мастер критического реализма», посвящённая 200-летию со дня рождения русского художника Павла Андреевича Федотова.

   Павел Андреевич Федотов, великий художник, «одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства» (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой.

   Родился Павел Андреевич в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

   Ещё кадетом Федотов увлёкся рисованием, но оно наряду с сочинением стихов и пением под гитару долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).

   Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько непривычной и трудной: необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Однако он не унывал, экономил на всём, даже на пропитании, снимал дешёвое жильё, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.

   В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд. А. П. Федотов создаёт несколько работ по этой теме – «Французские мародёры в русской деревне», «Казарменная жизнь» и другие, но в этих работах Федотов ещё не раскрыл себя полностью.

                      «Свежий кавалер», 1848г.                                                                                                                                                        «Разборчивая невеста», 1847г.   

   Картина «Свежий кавалер» – первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Всё же в её замысле ещё заметна прямолинейная назидательность («поучать обличая»), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечернённость. Но уже в следующей картине, «Разборчивая невеста» (1847), представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.

«Сватовство майора», 1848г.

   Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – «Сватовство майора» (1848). По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображённая сцена выглядела естественно и одновременно по-театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в «Сватовстве майора», надолго вошёл в практику русских художников.

 

      «Портрет Н. П. Жданович»                                «Завтрак аристократа»

  

    Осенью 1848 года Федотов представил эту картину Совету Академии Художеств и получил за неё звание академика «по живописи домашних сцен». Год спустя она была показана вместе с двумя первыми картинами на трёхгодичной выставке Академии Художеств и имела поистине сенсационный успех, зрители не отходили от неё. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провёл четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – «Не в пору гость» (или «Завтрак аристократа»).

   Триумф «Сватовства майора» был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

   В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие «фантастический реализм».

                    "Вдовушка"                                                                                                                                                                                                 "Игроки"

   Картину «Вдовушка» он исполнил в разных вариантах (1851–52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине «Анкор, еще анкор!» (1851–1852) художник передал всю нелепость лишённого смысла существования, губящего человеческую душу. В картине «Игроки» (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнёры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж «Зимний день. 20-я линия Васильевского острова», он и в нём явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи. Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казённую больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало.

Список литературы:


   Федотов [Текст] / автор-составитель Э. Д. Кузнецов. – М.: Изобр. искусство, 1990. – 64 с.: ил.

  Альбом посвящён творчеству известного живописца, родоначальника критического реализма в русском изобразительном искусстве П. А. Федотова (1815–1852), автора таких замечательных произведений, как «Сватовство майора», «Вдовушка», «Игроки». Во вступительной статье даётся очерк жизни и творчества, которое рассматривается автором в связи с основной историко-культурной проблематикой 40-х годов XIX века, а также с общими закономерностями европейского художественного развития. Иллюстративный ряд содержит около ста тридцати воспроизведений основных работ художника.

 

 

    Сарабьянов, Д. В. Павел Андреевич Федотов [Текст] / Д. В. Сарабьянов. – Ленинград: Художник РСФСР, 1990. – 176 с.: ил.

   Альбом посвящён творчеству известного русского живописца и графика П. А. Федотова. Во вступительной статье даётся очерк жизни и творчества, которое рассматривается автором в связи с основной историко-культурной проблематикой 40-х годов XIX века, а также с общими закономерностями европейского художественного развития. Иллюстративный ряд содержит около ста тридцати воспроизведений основных работ художника.

 

 

 

    Кузнецов, Э. Павел Федотов [Текст] / Э. Кузнецов. – Ленинградское отделение: Искусство, 1990. – 307 с.: ил.

   Книга воссоздаёт драматические обстоятельства жизни и творчества выдающегося русского живописца и графика первой половины XIX в. Павла Федотова, автора знаменитых полотен «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор!», «Игроки» и др. Черты личности художника вырисовываются в воспоминаниях современников, в собственных литературно-поэтических сочинениях Федотова и, главное, в его живописи. Уделяя особое внимание уникальной роли Федотова в становлении русского бытового жанра, автор раскрывает смысл, своеобразие и значение его искусства.

 

 

 

    Загянская, Г. А. Федотов [Текст] / Г. А. Загянская. – М.: Искусство, 1977. – 78 с.: цв. ил.

   В кратком очерке автор рассказывает о трагической судьбе одного из основоположников русской жанровой живописи. Автор раскрывает особенности творчества Федотова, историю создания его картин. В книге представлены репродукции с наиболее значительных произведений художника.

 

 

 

   Леонтьева, Г. К. Картина П.А. Федотова «Сватовство майора» [Текст] / Г. К. Леонтьева. – Л.: Художник РСФСР, 1985. – 55 с.: цв. ил.

   Этой книгой издательство продолжает серию, посвящённую наиболее значительным произведениям русского и советского искусства. Об истории создания замечательной картины П. А. Федотова, о её идейно-нравственном содержании и месте в творчестве мастера живо и убедительно рассказывается в тексте, иллюстрированном репродукциями картины, её фрагментов, а также эскизов и этюдов. Издание рассчитано на широкого читателя.

 

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика