В отделе иностранной литературы развёрнута выставка, посвящённая 115-летию со дня рождения известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Известный французский писатель и легендарный военный летчик при рождении получил несколько имён: Антуан-Мари-Сент-Батист-Роже, но в последующей жизни обходился только первым из них. Он стал третьим из пятерых детей Жана де Сент-Экзюпери, виконта и наследника древнего рода перигорских аристократов, и появился на свет 29 июня 1900 года во французском Лионе.
В четыре года Антуан остался без отца. Его мать, Мари, урожденная де Фонколомб, красивая, образованная и тонко чувствующая женщина, стала главным человеком для всей последующей жизни Антуана. Мальчика многие считали некрасивым – при его высоком росте и атлетическом сложении у него были неправильные черты лица, сверстники дразнили его «звездочётом». Но мать называла сына «король-солнце» за его редкую доброту, весёлый незлобивый характер и любовь к природе.
По семейной традиции Антуан обучался в католических учебных заведениях. Учился в лионской Школе Братьев-христиан, затем в католических колледжах иезуитов в Мансе и в Швейцарии. В 12 лет Антуан впервые поднялся в воздух на самолёте, однако мечтал не о полётах, а о море. Он готовился к экзаменам в Высшую военно-морскую школу и занимался на подготовительных курсах парижского военно-морского лицея, но потерпел неудачу на вступительных экзаменах. Тогда Антуан решил стать архитектором и записался вольнослушателем в парижскую Школу изящных искусств. В 1921 году, еще до получения диплома, Сент-Экзюпери призвали в армию. Он не стал настаивать на продлении отсрочки от призыва, полагавшейся ему для завершения образования, и записался в истребительный полк.
Армейская служба Антуана началась с работы в бригаде ремонтников, и неожиданно он почувствовал, что авиация – его истинное призвание. Военную службу Антуан заканчивает уже во Франции. В январе 1923 года его самолет попадает в аварию, пилот получает травму головы и уходит в отставку. Сент-Экзюпери поселяется в Париже. Он пытается писать, но его литературное творчество никого не интересует. Будущий знаменитый писатель берётся за любой заработок вплоть до торговли книгами и подержанными автомобилями. К тому же Антуан не собирался расставаться с авиацией – несмотря на перенесённые травмы, он продолжал полёты на гражданских самолётах.
В это время он влюбляется в богатую красавицу Луизу де Вильморен. Однако девушка не принимала Сент-Экзюпери всерьёз. Похоронив в глубинах своего сердца любовь к Луизе, Сент-Экзюпери стал совершенствоваться в авиации. В 1926 году он стал летать на почтовых самолётах французской компании «Авиапосталь», совершавших рейсы в североафриканские страны. Вскоре Сент-Экзюпери был назначен начальником аэропорта Кар-Джуба, расположенного на краю Сахары.
В ожидании рейсов он опять взялся за перо, и результатом его трудов стала рукопись романа «Южный почтовый», в котором рассказывалось о рейсах в Сахару пилота почтового самолёта.
В 1929 году Сент-Экзюпери возвращается во Францию. Он поступает на Высшие курсы военно-морской авиации и предлагает свою рукопись издателям. «Южный почтовый», опубликованный в конце 1929 года, сделал своего автора знаменитым и богатым, хотя Луиза де Вильморен продолжала недоумевать, слушая рассказы о своём бывшем поклоннике. В 1930 году Антуана де Сент-Экзюпери назначают техническим директором Южно-Американского отделения «Авиапосталь» и награждают орденом «Почётного легиона» за его вклад в развитие французской гражданской авиации.
В Буэнос-Айресе Антуан знакомится с Консуэло, вдовой известного писателя Гомеса Карило. Эта очаровательная и образованная женщина стала его музой и его злым гением. Экстравагантность и неуравновешенность Консуэло порой граничили с безумием, но Антуан, который ещё в детстве приручал диких зверьков, а во взрослом возрасте – африканских лис и пум, терпеливо сносил все выходки любимой женщины.
В 1931 году компания «Аэропосталь» обанкротилась, и Сент-Экзюпери вернулся к лётной работе. В этом же году он издал роман «Ночной полёт», который принёс ему литературную премию «Фемина». Антуан летает в Африку, Индокитай, Южную Америку, работает корреспондентом газеты «Пари-суар».
В 1935 году по результатам поездки в СССР он публикует серию очерков, которые были благосклонно восприняты советским руководством, благодаря чему произведения Сент-Экзюпери регулярно издавались в нашей стране.
В декабре 1935 года Сент-Экзюпери на собственном самолёте «Симун» пытается поставить рекорд дальности перелёта Париж – Сайгон, но терпит аварию над Ливийской пустыней. Косвенной виновницей аварии называли жену писателя, которая в ночь перед вылетом отправилась в путешествие по всем парижским барам. Через три дня Сент-Экзюпери и механика Прево спасли бедуины, а под впечатлением аварии был написан знаменитый «Маленький принц», героиня которого, Роза, отображает черты характера Консуэло.
Осенью 1939 года Сент-Экзюпери, который к тому времени стал обладателем ещё двух литературных премий за роман «Земля людей», добровольно явился в армию. Он совершил несколько боевых вылетов, был представлен к «Военному кресту». После поражения Франции писатель переехал в США, где в 1943 году вступил в ВВС «Свободных французских сил», управляемых генералом де Голлем.
Свой последний вылет Антуан совершил 31 июля 1944 года. Судьба самолёта и великого писателя оставалась неизвестной до 1988 года, когда вблизи Марселя был обнаружен браслет с именем лётчика и его жены. Остатки самолёта были подняты в 2003 году, но их исследование не дало ответа на вопрос, как именно погиб Антуан де Сент-Экзюпери.
Рисунки Антуана де Сент-Экзюпери
Имя Антуана де Сент-Экзюпери не только навсегда вошло в золотой фонд литературы, но и стало синонимом романтики. Потомок крестоносцев, военный лётчик, удивительный писатель и глубокий философ, он был загадкой при жизни и остался таким даже в своей смерти.
На выставке использован как книжно-иллюстративный, так и журнально-статейный материал.
Приглашаем читателей в отдел иностранной литературы, где можно ознакомиться с интересными изданиями на иностранных языках!
Отдел иностранной литературы.