В гостях у литклуба «Верба» – народный писатель РД Магомед-Расул

      4 апреля в отдел литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова пришёл на встречу с участниками литературного клуба «Верба» народный писатель Дагестана, автор многих книг Магомед-Расул (творческий псевдоним Магомед-Расула Расулова). 

Магомед-Расул (третий слева) и участники литклуба «Верба»

 

      Магомед-Расул прежде всего попросил участников литклуба рассказать о том, как проходят встречи «Вербы», какие формы литературной работы используются вербовцами. И задал всем вопрос, что в настоящее время читает аудитория. Писатель поведал, что сам он в четвёртый раз читает первый том «Войны и мира» Толстого.

      «Мой совет пишущим – читайте и перечитывайте классику. Читайте вдумчиво, изучайте, как Толстому, Бунину, Пушкину, Лермонтову удавалось создавать яркие образы, выписывать подробности, писать просто о сложном, – советовал гость. – Знакомиться с трудами знаменитых критиков – Белинского, Писарева. У Толстого в «Войне и мире» 500 персонажей, и каждый отличается чем-то особенным, даже эпизодические лица имеют свои отличительные черты. Я чувствую себя неполноценным человеком, если в день ничего не прочитаю из классики».

      Самые выдающиеся произведения, сказал писатель, написаны о самых простых человеческих чувствах. По мнению Магомед-Расула, научить писать невозможно, но можно научиться писать.

      Магомед-Расул задал вопрос, узнают ли слушатели авторство Пушкина, Лермонтова, Есенина, если им зачитать неизвестные для них стихи этих классиков, а если узнают, то по каким критериям. Каждый из этих поэтов отличается не только уникальным авторским стилем, но и своей системой образов. 

      Знаменитым литераторам характерно постоянное недовольство собой, потому что довольство собой ведёт к остановке развития. После создания книги «Хаджи-Мурат» Лев Толстой сказал: если бы я был опытный [когда писал «Войну и мир»], я бы «Войну и мир» написал как «Хаджи-Мурат».

      Из ныне живущих корифеев литературы XX века, «последних из могикан», Магомед-Расул назвал Фазиля Искандера – «виртуоз владения словом».

      «Научитесь отличать классику от современной белиберды», – советовал Магомед-Расул. О современной литературе недавно ушедший из жизни известный писатель Валентин Распутин говорил так: «Сейчас – погребальная литература». Среди современных писателей, по мнению гостя «Вербы», самый профессиональный писатель – Акунин.

      Магомед-Расул отметил необходимость уметь правильно критиковать произведения друг друга: по делу и доброжелательно, корректно.

      Настал черёд вопросов и ответов. На вопрос художника и журналиста Марата Гаджиева об отношении к запрету определённой литературы властями Магомед-Расул ответил, что он против того, чтобы государство запрещало литературу и искусство по идеологическим причинам. Но если идёт развращение нравственности, такие факты уже нужно рассматривать отдельно. Правда, если бы при запретах на это обращали внимание, то, например, передачу «Дом-2» надо было закрыть ещё 10 лет назад. Однако, по большому счёту, в запретах нет смысла, потому что таким методом зачастую достигается обратный эффект: человеку становится интересно почитать, посмотреть и послушать запрещённое.

      На вопрос, в каком возрасте нужно начинать воспитание детей, Магомед-Расул ответил, что воспитание начинается с утробы матери. А на вопрос, с чем связаны его первые литературные опыты, рассказал, что перешёл на прозу со стихов, а стихи начал писать тогда, когда влюбился в свою жену. «Она – самый строгий мой критик», – признался писатель.

      В настоящее время Магомед-Расул пишет книгу «Аллах всё видит». 

Справа налево: писатели Магомед-Расул, Саид Ниналалов

 

      Было сказано о проекте отдела культурных программ Национальной библиотеки РД, посвящённом эпистолярному жанру, почти забытому сегодня. «Мне приходили письма от таких корифеев литературы, как Борис Полевой, Михаил Стельмах, Фазиль Искандер, Лев Кассиль, они по своей инициативе писали отзывы о моих произведениях. Я их все сохранил. И теперь предоставил эти уникальные письма для проекта, потому что письма писателя – неотъемлемая часть его творческого наследия, которая должна быть доступна общественности. Я договорился с народными поэтами РД Магомедом Ахмедовым, Бадрутдином, чтобы они тоже предоставили для проекта письма известных писателей», – сказал Магомед-Расул.

      На вопрос, как писатель записывает свои книги – от руки или набирает на компьютере, Магомед-Расул сказал: только от руки, причём переписываю несколько раз. А внуки и внучки с удовольствием переводят в электронный вид произведения деда.

      Писатель преподнёс в дар литературному клубу «Верба» свою книгу «Покушение на Пушкина», вышедшую в Дагестанском книжном издательстве в 2013 году.

      Именитый гость поделился со слушателями рассказами о жизни писателей в советские времена, рассказал истории встреч с известными российскими авторами.

      Вечер завершился чаепитием.

 

Отдел литературы по искусству 

Яндекс.Метрика