«Яркая фигура поколения передвижников»

      С 1 по 10 апреля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Яркая фигура поколения передвижников», посвященная 175-летию со дня рождения русского художника Иллариона Михайловича Прянишникова.

      Иллариону Михайловичу Прянишникову принадлежит в истории русского искусства второй половины 19 века видное место. Один из талантливейших жанристов - «шестидесятников», член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель. Он отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи на разных его этапах, сосредоточил многие характерные черты демократической культуры России того времени.

      Прянишников родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье небогатого купца. С детских лет полюбив рисование, он уже в 1852 году поступил в московское Училище живописи и ваяния, но тяжелое материальное положение заставило его менее чем через год оставить учебу и работать «мальчиком» в купеческой лавке. Только в 1856 году он смог вернуться в Училище и благодаря бескорыстной помощи преподавателя Е. Васильева, предоставившего ему «и стол и кров» и добившегося для Прянишникова права на бесплатное обучение.

       В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») уже достаточно ярко проявились характерные черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи.

«Мелочная Лавка»

      А с появлением в 1865 году картины "Шутники. Гостиный двор в Москве", за которую он получил большую серебряную медаль, Прянишников прочно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени.

«Шутники». Гостиный двор в Москве.

      В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. Он изображал убогие развлечения городского люда, толпящегося у двери балагана

«В Мастерской художника»

 

«У театра марионеток», 1867.

 

  

«Любитель»                                                                                 «Швея»

      Также непосильный труд измученных женщин-работниц «Швея». В картине "Любитель"  художник едко высмеял тип сластолюбивого богача-сибарита, поклонника "изящных искусств".

      С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит к  все более "многомерному" изображению действительности; его внимание привлекают "положительные", лучшие явления в истории и современной жизни народа. Среди картин, пользовавшихся наибольшим успехом на 1-й выставке передвижников в 1871 году, были и две картины Прянишникова — "Погорельцы" и "Порожняки".

"Порожняки"

 

«Погорельцы»

       Среди сюжетов, к которым обращался Прянишников в 1870-х — начале 1890-х годов, заметное место занимают эпизоды из жизни охотников и рыболовов. Много интересных картин И.М. Прянишникова про крестьян.

«Дети на рыбалке»

 

«В засаде»

 

  

                  «Конец охоты»                                                      Охота пуще неволи»

 

      В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни ("Общий жертвенный котел в престольный праздник", "Крестный ход"- начало 1890-х)

«Общий жертвенный котел»

 

      Широкую известность приобрела картина Прянишникова "В 1812 году" находится в Третьяковской галерее. Обратившись к событиям прошлого, художник противопоставил  в "казенном" искусстве того времени помпезных полотен трезвый и в то же время полный веры в простых людей своей земли взгляд победу России в войне с войсками Наполеона.

«В 1812 году»

 

 «Партизанская война»

 

«Задворки»

      Прянишников Илларион Михайлович в 1891–1892 годах, заболев туберкулезом, переселился в Крым, в Алупку, где жил в имении П.И. Губонина, крупного землевладельца, благотворителя и мецената. По возвращении в Москву вновь преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1893 был избран действительным членом Академии художеств.

      12 марта 1894 года Илларион Михайлович Прянишников умер в Москве, похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря в Москве.

 

Список литературы:

 

Горина, Т. Н. Илларион Михайлович Прянишников 1840-1894 [Текст] / Т. Н. Горина. - М.: Искусство, 1958. - 164 с.: ил

Настоящее издание посвящено жизни и творчеству русского художника Иллариона Михайловича Прянишникова (1840-1894).
Книга написана на основе кандидатской диссертации сотрудника Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР Т.Н. Гориной. Диссертация была представлена в Институт в 1953 году и защищена в феврале 1954 года.

 

 

 

 

 

Третьяков, Н. Н. И.М. Прянишников [Очерки]: очерки по истории русской живописи второй половины XIX века / Н. Н. Третьяков. - М.: Гос. Третьяковская галереи, 1950. - 53 с.: ил.

Илларион Михайлович Прянишников - русский художник, сподвижник знаменитого В. Г. Перова, возглавлявший с последним московскую группу Товарищества Передвижных художественных выставок. Прянишников вошел в историю русского искусства, как яркий и своеобразный представитель передвижничества. Он не только участвовал в подготовке этого могучего движения русского реалистического искусства, но и прошел с передвижниками весь свой творческий путь, создав около сотни разнообразных картин и этюдов.

 

 

 

 

 

Илларион Михайлович Прянишников [Текст] / автор-сост. В. Журавлев. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1956. - 38 с.: ил.

Это не просто сказка. Каждая книга серии увлекательно написана на основе интересных сведений о жизни и творчестве художника, содержит запоминающуюся информацию о лучших картинах мастера и включает до 20 репродукций его шедевров. Кроме того, юный читатель познакомится с основными понятиями живописи, стилей и направлений и обязательно начнет интересоваться искусством и чтением.

 

 

 

 

 

 

 

Передвижники [Текст] / автор и составитель А. В. Парамонов. - М.: Искусство, 1971; М.: Искусство, 1975. - 140 с.: ил.

Настоящий сборник статей составлен по материалам научной конференции, состоявшейся в Государственной Третьяковской галерее в декабре 1972 года и посвященной 100-летнему юбилею Товарищества передвижных художественных выставок. В сборник включены статьи, обобщающие основной круг проблем передвижничества как крупнейшего явления художественной жизни России и общеевропейского искусства второй половины XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

Передвижники [Текст] / автор и составитель А. В. Парамонов. 2-е изд. - М.: Искусство, 1975. - 144 с.: ил.

Авторами сборника по-новому освещаются вопросы творческого метода и эстетической концепции передвижников, заостряется внимание на специфике разных этапов их деятельности, выявляется роль русско-европейских связей в искусстве ХIХ века.

 

 

 

Если вас заинтересовала выставка, ждем вас в отделе литературы по искусству.

                        

 

 

 Отдел литературы по искусству

 

 

Яндекс.Метрика