С 21 марта по 1 апреля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Непревзойденный мастер полифонии», посвященная 330-летию со дня рождения немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее — он вечный...
Р. Шуман
В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.
Бах Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист, родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.
К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).
Кофейня Циммермана, где Бах часто давал концерты.
Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.
В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом, он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).
Начало шестиголосной фуги из
«Музыкального приношения», автограф Баха
"Бах И.С. - Прелюдия"
Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга.
В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.
Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.). Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге, где жил постоянно с момента переезда туда.
Могила Иоганна Себастьяна Баха в церкви Святого Фомы, Лейпциге.
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.
Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге.
Список литературы:
Друскин, М. С. Иоганн Себастьян Бах [Монография] / М. С. Друскин. - М.: Музыка, 1982. - 383 с.: ил. - (Классики мировой музыкальной культуры).
В монографии, представляющей собой обстоятельное исследование жизни и творчества великого немецкого композитора, анализируются значительнейшие произведения Баха, раскрыты связи его мировоззрения и творчества с прогрессивной немецкой культурой. Книга рассчитана на широкие круги музыкантов и любителей музыки.
Друскин, М. Пассионы И.С. Баха [Текст] / М. Друскин. - М.: Музыка, 1972. - 87 с.: муз. пр.
Во многих художественных творениях - преимущественно изобразительного и музыкального искусства - воплощен данный сюжет, в том числе в жанре пассионов (passio - лат.; Passion- нем.; по-русски - "Страсти"), традиции которого коренятся в глубокой древности. И подобно тому, как в живописи они генетически связаны с иконописью, так и музыкальные пассионы зародились в практике церковного (католического) обихода и возникли еще в IV веке.
Русская книга о Бахе [Сб. статей] / сост.: Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1986. - 374 с.: муз. пр.
Сборник статей советских авторов, посвященный художественному наследию И.С.Баха (1685-1750). Освещает историю освоения баховского творчества в нашей стране, как в дореволюционный, так и в советский период. В сборник включены исследования, отражающие новейшие достижения отечественного баховедения. Издание снабжено наиболее полным в нашей литературе списком печатных работ о Бахе на русском языке.
Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и её исторические связи [Исследование]. Ч.2 / Т. Ливанова. - М.: Музыка, 1980. - 287 с.: муз. пр.
Васина-Гроссман, В. Книга о музыке и великих музыкантах. [Текст]: маленькая энциклопедия / В. Васина-Гроссман. - М.: Детская литература, 1986.- 192с.: фот.
Маленькая энциклопедия о развитии музыкальной культуры различных стран и народов, о великих музыкантах, о формах и жанрах, о музыкальных терминах.
Махрасёв, Л. С. Любимые и другие [Текст] / Пёстрая книга о музыке. - Л.: Детская литература, 1978. - 224 с.: ил.
Издание 1978 года. Сохранность хорошая. Книга приоткрывает перед читателем всю многосложность и пестроту музыкального мира наших дней, рассказывает о великих композиторах прошлого и музыкантах современности.
Морозов, С. Бах [Текст] / С. Морозов. - М: Молодая гвардия, 1975. - 254 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий).
Автор книги, опираясь на документальные данные и на труды исследователей, прослеживает нелегкий, полный драматизма жизненный путь великого немецкого композитора первой половины XVIII века. В книге описаны долгие скитания Баха по городам и княжествам феодально-бюргерской Германии, его борьба за идеи искусства. Автор рисует Баха, создателя органных, вокальных, оркестровых произведений, наставника музыкантов, живым среди живых людей, в кругу его современников. Книга рассчитана на массового читателя.
Если вас заинтересовала выставка, ждем вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству.