«Русская литература в творчестве художников»

      С 31 января по 12 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Русская литература в творчестве художников».

      Книга без иллюстраций – это практически ненужный товар, считают многие. Поэтому художники-иллюстраторы достаточно известны. Их творчество доступно многим читателям. Многие картинки достаточно узнаваемые,  и мы их помним с детства.

      Содержательность и художественные достоинства значительной части иллюстраций дают основание представить их на суд читателя как нечто целое, как определённый опыт в деле иллюстрирования творчества  русских писателей.

      Есть обширный материал иллюстраций русских и  советских художников к произведениям великого писателя Л.Н. Толстого.

Иллюстрация к произведению
Л. Толстого «Война и мир»

 

Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Война и мир». Наташа

 

Е. Е. Лансере. Иллюстрация
к повести Л.Н. Толстого «Казаки»

 

      Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. Значительный след в книжной иллюстрации XIX века оставили работы И.Е. Репина, Л.О. Пастернака, И.И. Шишкина и других. До сих пор остаются непревзойдёнными по остроте психологической характеристики действующих лиц и глубокому драматизму образов иллюстрации М.А. Врубеля к произведению «Демон».

  

 М.А. Врубель. Иллюстрации к поэме «Демон»

 

Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова
«Кавказский пленник»

 

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени», «Княжна Мэри»

 

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова
«Бородино»

 

Иллюстрация к поэме Лермонтова «Мцыри»

 

      Помимо большого разнообразия и тематического богатства, творчество Пушкина привлекает нас остротой восприятия. Пушкин в своих произведениях правдиво отражает реальную действительность, показывая картину русского дворянского общества конца XVIII, первой трети XIX века.

      Понимание художниками пушкинского творчества, его образов и стиля тесно связано с идеями и художественными течениями в русском искусстве.

П. Мещеряков. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Жёы Гирея. Иллюстрация Г. Гагарина к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

 

Особенно яркое место среди работ художников занимают иллюстрации сказок Пушкина.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Иллюстратор Е. Мешков

 

А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».
Иллюстратор Б.В. Зворыкин

 

Г. Спирин. Иллюстрация к сказке
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

 

А. Бенуа. Иллюстрация к поэме
А. Пушкина «Медный всадник» 

 

А. Бенуа. Иллюстрация к повести
А. Пушкина «Капитанская дочка»

 

      У Ильи Глазунова есть портреты русских писателей и прекрасные иллюстрации к их произведениям. Мне особенно нравятся его иллюстрации к книгам Достоевского и Гончарова. 

И.С. Глазунов. Настасья Филипповна
(к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»)

 

И.С. Глазунов. Грушенька
(к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)    

 

Иллюстрации И.С. Глазунова

«Обрыв» И.А. Гончарова

 

«Гроза» А.Н. Островского

 

Иллюстрации художника А.М. Лаптева  к поэме  Н.В. Гоголя
«Мёртвые души»

Манилов

 

Ноздрёв

 

Чичиков и трактирный слуга

 

Чичиков и Коробочка

 

      В послевоенный период Кукрыниксы как мастера иллюстрации развернулись в полную силу своих дарований и возможностей. Работа над литературным материалом захватила их настолько, что они переходили от одного цикла к другому незамедлительно, иногда одновременно разрабатывая разные темы. Они иллюстрировали книги А.М. Горького, М.В. Гоголя, А. Н. Толстого, М.А. Шолохова и других.

      Иллюстрации Кукрыниксов к повести М. Шолохова «Судьба человека»

  

 

Список литературы

 

Бенуа, А. Н. Азбука в картинках Александра Бенуа [текст] / А. Н. Бенуа. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 38 с.: ил.

Факсимильное воспроизведение издания 1904 года. Одна из самых знаменитых книг для детей – «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Изысканная графика Бенуа – до сих пор непревзойдённый образец книжной иллюстрации. Каждая страница «Азбуки» – удивительный завораживающий сказочный мир. Вступительная статья Е.В. Бархатовой.

 

 

 

 

 

 

 

Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова [фотоальбом] / сост. Н.А. Виноградова-Бенуа. – М.: Планета, 1990. – 208 с.: ил.

Фёдор Михайлович Достоевский – любимый писатель Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Илья Глазунов пронёс через всю свою творческую биографию. Он создал большой цикл, посвящённый образам Достоевского. В альбоме представлены произведения Глазунова, посвящённые романам великого писателя.

 

 

 

 

 

 

 

Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство [текст]: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. / К. Пигарев. – М.: Наука , 1972. – 152 с.: ил.

Работа является продолжением исследования «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX в.)», вышедшего в 1966 г. Она развивает интересный и плодотворный опыт сравнительного изучения литературы и изобразительного искусства, в частности живописи. Значение национального пейзажа в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Аксакова, Гоголя, Тургенева, Толстого; пейзажи Перова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Левитана; пейзаж романтический и реалистический; открытия, сделанные в пейзаже литературой и живописью, – таковы основные аспекты книги.

 

 

 

 

 

 

Пушкин в изобразительном искусстве [текст] / ред. Т. Теплова. – М.: Изогиз, 1961. – 105 с.: ил.

Как всякий подлинно великий художник, Пушкин отразил в своих произведениях наиболее существенные явления современной ему жизни. В творчестве Пушкина нашли всестороннее отражение социальные явления его времени, в нём дана развёрнутая картина жизни различных слоёв русского общества. Гуманистические идеи, глубина и многогранность мыслей и чувств, яркость, полнокровная жизненность образов и высокое совершенство художественной формы произведений Пушкина явились залогом их непреходящей ценности и подлинного бессмертия. Личность Пушкина, его короткая, но прекрасная жизнь, полная драматических событий, борьбы и вдохновенного творческого труда, его непревзойдённые литературные творения всегда приковывали внимание художников, служили и продолжают служить для них неисчерпаемым источником вдохновения.

 

 

 

 

 

Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве и театре [альбом] / сост. Вл. А. Филиппов. – М.: Искусство, 1953. – 361 с.: ил., цв. ил.

Это лишь небольшая часть произведений и фамилий известных художников, представленных в настоящем издании. Редкое по насыщенности художественно-иллюстративным материалом, оно несёт в себе неповторимое ощущение эпохи. Разнообразие гоголевских персонажей, их типичность и точность литературной характеристики, узнаваемость способствовали столь яркому и множественному изображению героев произведений Н.В. Гоголя художниками разных эпох. Главы книги: «Портреты и картины», «Иллюстрации к произведениям», «Произведения Н.В. Гоголя в драматическом театре», «Произведения Н.В. Гоголя в музыкальном театре».

 

 

 

 

 

 

 

Некрасова, Е.А. Ломоносов-художник [текст] / Е.А. Некрасова. – М.: Искусство, 1988. – 142 с.: цв. ил.

М.В. Ломоносов был не только гениальным учёным-энциклопедистом, он был одним из крупнейших поэтов своего времени и талантливым художником. Последняя область его деятельности известна значительно меньше, чем все остальные. Автор – старейший советский искусствовед – занимается художественным наследием Ломоносова более четверти века. В настоящей небольшой книге подводится итог осмыслению места Ломоносова в истории русского искусства XVIII в. и его роли в возрождении в России искусства мозаичной живописи.

 

 

 

 

 

 

 

Суздалев, П.К. Врубель и Лермонтов [текст] / П.К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 240 с.: цв. ил.

В книге исследуется отношение Врубеля к творчеству Лермонтова, делается попытка раскрыть творческий дух, природу художественного мышления, понимание жизни и искусства у обоих художников. Автор монографии стремился уяснить, что взял Врубель у лермонтовских «Ангела», «Демона», «Героя нашего времени», чем он обязан Лермонтову в формировании своего поэтически-образного мира и что принадлежит ему самому как личности и художнику своей эпохи.

 

 

 

 

 

Кукрыниксы Собрание произведений в 4-х томах [альбом]. Т. 3 / сост.: М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 407 с.: цв. ил.

Кукрыниксы проявили свой многогранный талант в разных областях художественного творчества: живописи и станковой графике, плакате и политической сатире, книжной иллюстрации, дружеских шаржах, скульптуре, театральных постановках, сатирических рисунках. Ими созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.

В третьем томе представлены разнообразные произведения, созданные Кукрыниксами с 1945 по 1980-е годы, и рассказывается о книжной графике, дружеских шаржах и политической сатире мастеров советского изобразительного искусства М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова.

 

 

 

 

Если вас заинтересовала эта выставка, ждём вас в отделе литературы по искусству!

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика