Обзор литературно-художественных журналов
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
Литературно-художественные журналы получили неофициальное, но часто употреблявшееся название «толстых журналов» в силу значительного объёма этих изданий. В нашей стране роль литературно-художественных журналов уникальна. Именно «толстые» журналы являлись и до сих пор являются главным источником распространения отечественной и зарубежной литературы, формируют художественные вкусы, дают оценку многим явлениям культуры, знакомят с новинками литературы и мнениями критиков о том, на что следует обратить внимание. Когда-то читатели записывались в очередь, чтобы прочитать свежий номер журналов «Юность», «Москва», «Знамя», а каждая новая публикация обсуждалась и воспринималась как очень важное событие. Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова выписывает эти журналы до сих пор.
Уважаемые читатели, приглашаем вас открыть для себя мир литературно-художественных журналов!
«Дружба народов» – ежемесячный литературно-художественный журнал, основанный в марте 1939 года. Издаётся в Москве. Инициатором проекта был А.М. Горький. На протяжении многих лет «Дружба народов» знакомила читателей с произведениями, написанными на языках народов Советского Союза, культурной жизнью республик. Поистине, «Дружба народов» явилась кузницей кадров мировой литературы. Здесь печатались Юрий Давыдов, Василь Быков, Виталий Семин, Сергей Залыгин, Владимир Тендряков и другие авторы. К слову сказать, первая подборка стихов замученного гитлеровскими палачами татарского поэта Мусы Джалиля появилась на страницах «Дружбы народов». И сегодня журнал продолжает охватывать и поддерживать единое культурное пространство, созданное за многие десятилетия усилиями деятелей искусства и культуры всех стран, входящих в состав бывшего Советского Союза. «Дружба народов» публикует: новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи.
«Звезда» – один из старейших литературно-художественных журналов России. Издаётся в Санкт-Петербурге с января 1924 года. В журнале печатались произведения Ахматовой, Бродского, Довлатова, Лихачёва, Гумилёва, Пановой, Германа и многих других писателей, учёных, публицистов. В то же время почти в каждом номере появляются новые литературные имена. Большое внимание уделяется истории России и русской культуре. Постоянные рубрики журнала: «Россия и Кавказ», «Уроки изящной словесности», «Исторические чтения», «Философский комментарий», «Мемуары XX века», «Люди и судьбы», «Проза и поэзия». Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвящённый определённому культурному явлению: творчеству Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Набокова, Александра Солженицына, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, истории русской эмиграции, немецкой и американской культуре.
«Знамя» – литературно-художественный журнал, издающийся с 1931 года. Новое дыхание журнал обрёл в 1986 году с приходом на пост главного редактора Г.Я. Бакланова. Именно при нём «Знамя» объединило таких авторов, как Б. Окуджава, Ф. Искандер, В. Маканин, Ю. Давыдов, В. Аксёнов, В. Войнович. На страницах журнала впервые были напечатаны: «Василий Тёркин» Александра Твардовского, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Оттепель» Ильи Эренбурга, произведения Андрея Платонова, Виктора Астафьева и других писателей, которых мы по праву называем классиками отечественной словесности. Сегодня журнал стремится публиковать не только признанных мастеров, но и прозу и поэзию молодых писателей, которых критика называет будущим русской литературы. Журнал верен своим лучшим традициям. Впервые читатели познакомились с произведениями таких известных сегодня писателей и поэтов, как Виктор Пелевин, Олег Ермаков, Роман Сенчин, на страницах журнала. «Знамя» – один из немногих журналов, регулярно рецензирующий книжные новинки (рубрика «Наблюдатель»). Статьи, помещённые в разделах «Критика», «Публицистика», не раз приковывали к себе внимание других журналов и газет.
«Иностранная литература» – российский ежемесячный литературно-художественный журнал, который знакомит читателей с новинками зарубежной литературы. Издаётся с 1955 года. В журнале впервые заговорили по-русски Сэмюэл Беккет, Жан-Поль Сартр, Франц Кафка, Том Вулф, Юкио Мисима, Джером Д. Сэлинджер, Умберто Эко, Грэм Грин и другие выдающиеся писатели. В журнале публикуются наиболее значительные произведения современной мировой литературы в переводах лучших отечественных переводчиков. Зарубежная проза и поэзия, очерки и эссе, статьи и интервью, лауреаты Нобелевской, Букеровской и Гонкуровской премий и восходящие звезды – всё это на русском языке впервые. «Впервые по-русски» – что может быть притягательней для любителя и ценителя зарубежной литературы, чем эти два слова? Журнал верен своему давнему девизу: «Лучшие писатели – в лучших переводах».
«Москва» – журнал русской культуры. Издаётся с 1957 года. На страницах журнала проза и поэзия современных авторов, публицистика, страницы истории, литературная критика, размышления о духовном развитии общества. Журнал «Москва» – единственный из художественно-публицистических журналов, имеющий постоянную ежемесячную рубрику «Домашняя церковь». Лучшие писатели, поэты и публицисты страны на страницах журнала неустанно вели и ведут просвещение читателей, силой своего художественного таланта воспитывают высокие моральные нормы и нравственные устои, последовательно продолжают традиции классической русской литературы с её состраданием и любовью к человеку. На страницах журнала увидел свет один из самых читаемых романов ХХ века «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. С 2013 года журнал учредил литературную премию Бородина «Третья правда».
«Наш современник» – литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Издаётся в Москве с 1956 года. Главный редактор – Станислав Куняев. С начала 70-х годов опубликованы произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, С. Залыгина, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, В. Шукшина. Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика. Отличительная особенность журнала – широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счёт активного привлечения писателей из провинции. Особое значение для формирования мировоззренческой позиции журнала имело сотрудничество с митрополитом Иоанном, в частности, публикация его фундаментального труда «Торжество православия». На страницах журнала сегодня представлена проза, поэзия, публицистика и литературная критика. Последние годы «Наш современник» лидирует по числу индивидуальных подписчиков.
«Нева» – один из самых молодых литературно-художественных журналов России. Издаётся с апреля 1955 года. На его страницах публиковались произведения таких известных отечественных писателей, как М. Зощенко и М. Шолохов, Л. Гумилёв и Д. Лихачёв, А. Солженицын и Д. Гранин, братья Стругацкие и В. Дудинцев. Ряд произведений, опубликованных в «Неве», были отмечены Государственными премиями. Здесь впервые увидел свет роман В. Дудинцева «Белые одежды». И сегодня журнал остаётся верным традициям петербургской литературной периодики. На страницах «Невы» читатель всегда найдёт современную прозу и философскую лирику как известных мастеров литературы, так и тех, кому ещё предстоит обрести популярность. Разные характеры, разные герои в разных жизненных ситуациях пройдут перед читателем. Однако главным персонажем публикаций журнала, главным его героем является сам Петербург: его культура, история, его обитатели и подвижники.
«Октябрь» – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. «Октябрь» был создан в 1924 году как орган Московской ассоциации пролетарских писателей /МАПП/. В его создании участвовали Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев. Многое из напечатанного «Октябрём» стало признанной классикой: поэмы и пьесы В. Маяковского, стихи С. Есенина, Э. Багрицкого, «Тихий Дон» М. Шолохова, рассказы А. Платонова, «Пётр Первый» А. Толстого, «Два капитана» В. Каверина, «Реквием» А. Ахматовой. Впервые опубликованные на страницах «Октября», произведения потом выходят отдельными изданиями и выдвигаются на различные литературные премии (Государственную премию, «Большую книгу», «Букер», «Национальный бестселлер», «Новую пушкинскую премию» и т.д.), где часто становятся финалистами или победителями. Журнал публикует материалы, посвящённые нашей истории и географии, знакомит с творчеством наиболее интересных поэтов современности как совсем неизвестными, только входящими в литературу, так и с теми, кто уже успел о себе заявить талантливыми публикациями. Интересен литературный проект «Рассказ с ладонь», который журнал «Октябрь» начал в 2008 году. Он нацелен на то, чтобы понять, как работает и чего достигла отечественная проза в области сверхмалых форм.
«Новый мир» – один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года. Разные периоды в своём развитии пережил журнал «Новый мир» – от гонений и репрессий до расцвета и всеобщего признания. Часто позиция журнала шла вразрез с господствовавшим в обществе мнением, но он всегда имел и сегодня имеет своего читателя. За заслуги в развитии советской литературы журнал награждён в 1975 году орденом Трудового Красного Знамени. В конце 1980-х годов тираж журнала благодаря публикациям в нём ранее запрещённых произведений вырос до фантастических цифр. В числе авторов «Нового мира» в разные годы были широко известные писатели, поэты, литературные критики, философы: Владимир Дудинцев, Владимир Войнович, Иосиф Бродский, Людмила Петрушевская и многие другие. Редакция журнала ежегодно вручает поэтическую премию «Anthologia», учреждённую в феврале 2004 года в виде почётных дипломов, отмечающих достижения современной русской поэзии. За эти годы работы премии лауреатами стали также: Дмитрий Быков, Мария Галина, Борис Херсонский и другие. Журнал считает необходимым давать читателям как можно более адекватную и разнообразную картину того, что на самом деле происходит в российской словесности. В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».
«Юность» – литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит в Москве с 1955 года. Журнал был основан по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором и был снят с этой должности за публикацию повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. «Юность» отличалась от остальных литературных журналов большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. Одним из первых журнал осветил явление «бардовской» песни (статья А. Гербер «О бардах и менестрелях»), а в восьмидесятые годы – «митьков». В «Юности» печатались: Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Николай Рубцов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Борис Васильев, Булат Окуджава и другие писатели и поэты.
ЖУРНАЛ «СМЕНА» издаётся с января 1924 года. Владимир Маяковский о журнале «Смена» (январь 1924):
Ещё шагать далеко,
надо взять
не одну стену!
Будь готов
сменить стариков,
читай журнал «Смену».
В первый же год на страницах «Смены» появился отрывок из новой повести «рабоче-крестьянского писателя» Серафимовича «Железный поток». В журнале дебютировали Константин Паустовский, Лев Кассиль и Валентин Катаев. В послевоенные годы журнал вышел за рамки молодёжной аудитории и стал популярен среди самых различных возрастов. В «Смене» были опубликованы первые рассказы Виктора Астафьева и Владимира Тендрякова. А в 1975 году «Смена» опубликовала новый роман братьев Вайнеров «Место встречи изменить нельзя», экранизация которого стала классикой отечественного детективного жанра. В наше время журнал «Смена» для многих читателей – любимое семейное издание. И сегодня на страницах издания – исторические очерки, статьи о великих художниках и судьбах их творений, эссе о выдающихся учёных, деятелях культуры и искусства Светланы Бестужевой-Лады, Евгении Гордиенко, Дениса Логинова, Виктора Омельченко; материалы просветительского характера Евгения Гика, Алексея Кузнецова, Екатерины Постниковой. В литературном разделе представлены классические зарубежные и отечественные детективы, малоизвестная проза классиков русской литературы, рассказы и стихи талантливых современных авторов. Сохраняя славные традиции, «Смена» с успехом продолжает открывать новые имена молодых прозаиков, поэтов и художников. «Смена» ориентирована на людей, которые выбирают журнал как источник интеллектуального чтения.
Со всеми вышеперечисленными и другими, не менее интересными, периодическими изданиями можно ознакомиться в отделе текущих периодических и новых поступлений нашей библиотеке.