Сторонник чистого искусства

      С 10 по 20 декабря отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Сторонник чистого искусства», посвященная 150-летию художника Константина Андреевича Сомова.

 

«Он как истинный большой художник
никогда не опускался до механических копий».

Ивасив А.И.

 

      Константин Андреевич Сомов (1869–1939) — художник известный в нескольких творческих ипостасях: как представитель европейской романтической ветви русского символизма, как модернист с выверенным декоративным стилем.

      Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября 1869 года в Петербурге в семье историка искусства, редактора "Вестника изящных искусств" и хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова, была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.

      В семье Сомовых живопись и искусство были постоянным предметом разговоров и неотъемлемой частью всей ее жизни, поэтому неудивительно, что Константин Андреевич мечтал стать художником с самых юных лет. По окончании частной гимназии К. И. Мая, в 1894 году он был принят в Академию художеств , где проучился до 1897 года, так и не окончив ее официально. Учителем и наставником Константина Сомова в Академии был Илья Ефимович Репин. Зимой 1897 года молодой художник добровольно покидает Академию и уезжает в столицу Франции, где живет и самостоятельно работает до осени 1899 года. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 году. В 1899 г Константин Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой. Его «Дама в голубом платье» (1897–1900) - одна из жемчужин Третьяковской галереи, шедевр русского символизма, вещь, погружающая зрителя в умиротворение и заставляющая сожалеть об ушедшей красивой, пусть и эфемерной эпохе.

 

«Дама в голубом платье» (1897–1900гг.)

      Еще работая под руководством И. Е. Репина, талантливый юноша предпочитал рисовать изящных арлекинов, романтичных дам из прошлого столетия, создавая искусственный и поэтичный мир прошлого.

«Итальянская комедия», 1914 г.

 

 

 

 

 

«Эхо прошлого времени», 1903 г.

 

      Художник Константин Сомов писал в разных жанрах. Его пейзажи наполнены романтичной лирикой, как, например, «Костер»,  серия времен года ("Осень", "Весна", "Лето",  Радуга"), и часто обобщенно символичны.

«Фейерверк», 1922 г.

 

«Радуга», 1915 г.

 

«Вечер», 1900 г.

 

«В лесу», 1914 г.

 

      Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект», нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

      В 1918 г. в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с иллюстрациями Сомова «Книга маркизы», где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая «Книга маркизы»», дополненный более фривольными иллюстрациями.

       В 1913 г. получил статус действительного члена Академии. В 1918 г. стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских. В 1923 г. Сомов уехал из России. С 1925 г. жил во Франции. Он скончался 6 мая 1939 г. в Париже. Похоронен  на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Список литературы:

 

Алленов, М. М. Русское искусство X - начала XX века [Текст]: архитектура, скульптура, живопись, графика. / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лифшиц. - М.: Искусство, 1989. - 479 с.: ил.

Книга является опытом краткого, систематически связного изложения истории русского изобразительного искусства и архитектуры от времени сложения русской государственности в Киевской Руси до 1917 года. 

 

 

 

 

 

 

Сомов Константин Андреевич [Альбом] / автор-составитель А. П. Гусарова. - М.: Искусство, 1973. - 78 с. : ил.

Константин Андреевич Сомов был одним из крупнейших художников «Мира искусства». Как и многие «мирискусники», Сомов был увлечен XVIII веком и зачастую своих «героев» переносил в обстановку того времени — он изображает интимные сцены в мерцающем свете карнавальных фейерверков, среди зелени старинных парков. Тончайший колорист и график, К.А.Сомов является одной из интересных фигур в русском искусстве начала XX века. Настоящий богато иллюстрированный альбом посвящен жизни и творчеству художника.

 

 

 

 

 

Добужинский, М. В. Азбука "Мира искусства" [Текст] / М. В. Добужинский. - М.: Наше Наследие, 1998 - 96 с.: ил.

В 1911 году известный русский художник Мстислав Добужинский составляет «Азбуку Мира Искусства». Это серия акварельных шаржей на «мирискуссников», которые Добужинский сопроводил небольшими стихотворными комментариями.

 

 

 

 

 

Государственный Русский музей [Текст]: коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII - XX веков / ред.: Р. Беспалова, В. Р. Петров. - М.: ГАЛАРТ, 1998. - 366 с.: цв.ил.

Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного.

 

 

 

 

 

 

Маковский, С. Силуэты русских художников [Текст] / С. Маковский. - М.: Республика, 1999. - 383 с.: цв.ил.

Сын известного художника Константина Маковского Сергей Маковский (1877 – 1962гг.) ярко проявил себя как историк искусства, организатор многих выставок и один из ведущих художественных критиков. С. Маковский возглавлял знаменитый журнал `Аполлон`, его `Страницы художественной критики`, вошедшие в настоящее издание, были хорошо известны любителям искусства. Книга проиллюстрирована репродукциями с произведений А. Бенуа, К. Сомова, Л. Бакста, В. Борисова - Мусатова, М. Добужинского, М. Врубеля, Н. Рериха и других художников. Для широкого круга читателей.

 

 

 

 

 

Русские художники от А до Я [Текст] /сост. Н. А. Борисовская. – М.: СЛОВО, 1996. - 215 с.: цв.ил.

Книга, которую вы держите в руках, не совсем обычна. Истории русской живописи посвящено множество альбомов, но на этот раз знакомые и незнакомые картины предстают в неожиданном соседстве: академическая композиция и произведение авангарда, пейзаж и натюрморт, бытовой жанр и обнаженная натура. Более двухсот полотен, созданных на протяжении трех столетий, собраны здесь под одной обложкой.

 

 

 

 

 

 

Энциклопедия символизма [Текст] / Г. В. Дятлева. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - 320 с.: ил. - (Энциклопедия живописи).

Жизнь и творчество всех выдающихся художников-символистов, их предшественников и последователей; основные искусствоведческие термины, художественные направления и технические приемы; богатый иллюстрированный материал, отражающий особенности живописной манеры художников-символистов в ее эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

      Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.

 

Отдел литературы по искусству

 

 

Яндекс.Метрика