Отдел иностранной литературы представляет календарь знаменательных дат на декабрь 2014

 

Жан-Батист Расин (1639–1699)

Жан-Батист Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа, в семье чиновника налоговой службы Жана Расина. В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло и др.). Благодаря этим педагогам он стал превосходным эллинистом. После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году Жан-Батист знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий», были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.

Драматург скончался 21 апреля в 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (т.е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

 

Марлен Дитрих (1901–1992)

Мари Магдалене Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в городе Шёнеберг. Марлен с детства увлекалась музыкой, училась играть на лютне, а позже стала заниматься на скрипке, в чём проявила большое упорство. Летом 1917 года она впервые выступила на публике, играя на скрипке. В Берлине, хотя её голос был не слишком силён, все отмечали присущую ей музыкальность.

Она понимала, что хочет стать звездой, и с присущей ей упорностью начала идти к цели.

В 1922 году Марлен не проходит конкурс в актёрскую школу. Не желая сдаваться, она отправляется к Розе Валетти, популярной актрисе кабаре. Та впечатлена голосом девушки и отсылает её к Феликсу Холландеру, одному из администраторов Рейнхардта. Таким образом Марлен принимают в школу. Учится она вместе с Гретой Мосхайм. В этом же году начинает появляться во многих спектаклях. Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел».

 

 

В фильме «Голубой ангел» (1930)

«Голубой ангел» становится не только стартовой площадкой для Дитрих как мировой звезды, но и одним из важнейших фильмов немецкого кинематографа. И сейчас этот фильм продолжает оставаться иконой кинематографии, пробуждающей в зрителях мечты и желания.

Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде со Штернбергом, принесли ей всемирную известность. «Дьявол - это женщина» стал их последней совместной работой.

В 1963 году с огромным успехом прошли её концерты в Москве и Ленинграде. В интервью певица заявила, что побывать в СССР было её давней мечтой, а также призналась в любви к русской литературе, особенно к Константину Паустовскому.

«Марлен Дитрих была и кошмаром, и праздником», – вспоминали её портные и стилисты. Ещё в юности она поражала всех изысканными и великолепными туфлями на высоченных каблуках, достать которые в Берлине 20-х было не так-то просто. Туфли носила только ручной работы. В числе великих мастеров она числила, прежде всего, Баленсиагу, а также Шанель и Диора. Её примерки длились по 8–10 часов, на протяжении которых она стояла неподвижно, лишь меняя в мундштуке сигареты, и отрывисто командовала, куда передвинуть блёстку... Она была одной из великих актрис, для которых модели Трейвиса Бэнтона стали своего рода визитной карточкой. Марлен Дитрих он с головы до ног одел в кружево, красивые перья и роскошные меха.

 

 

Снявшись в 52 фильмах, она ни разу не удостоилась Оскара. Когда её попросили вручить золотую статуэтку, она расспросила портных, кто и во что будет одет, и сразила всех наповал. Среди модных оборок и кисеи она явилась в строго обтянутом платье, как наконечник стрелы. Она продумала всё – откуда выйти, какой походкой идти, какой разрез сделать, чтобы её знаменитые ноги смотрелись в самом выгодном ракурсе. Результат: она стала воплощением Оскара, не имея его!

В ответ на комплимент: «Вы потрясающая дама!» – она однажды ответила: «Но я и есть потрясающая дама! Не забывайте об этом».

Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года в своей квартире в Париже в результате нарушения функции сердца и почек. Прощание с актрисой, состоявшееся в церкви Мадлен, собрало более трёх тысяч её поклонников. Её гроб, покрытый французским флагом, был доставлен в Берлин, где актрису похоронили на кладбище Штадттишер Фридхоф III рядом с могилой матери.

Дитрих бережно хранила всё, что касалось её жизни. Множество вещей, картин, фотографий она держала в специальных компаниях, что требовало немалых сумм на содержание. После её смерти все эти вещи были собраны вместе (25 тысяч предметов и 18 тысяч изображений). Большая часть была передана в Берлинский музей кино, часть – продана на аукционе Сотбис.

 

Анри Матисс (1869–1954)

 

Анри Эмиль Бенуа Матисс – французский живописец, график и скульптор. Учился в Париже – в академии Жюлиана в Школе декоративных искусств и в Школе изящных искусств у Г. Моро; копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом Синьяка), Гогена, искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 году посетил Москву). В 1905–1907 годах – лидер фовизма. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс, утверждает новый тип художественной выразительности, используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок. В 1930–40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически чётким построением композиции.

Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни XX века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону – мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель Матисса – увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Как график он работал пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии.

Хотя Анри Матисс не обращался к конкретным событиям современности, непосредственно не откликался на общественные потрясения эпохи, мажорное звучание его произведений, постоянно проявляющийся в них оптимизм мироощущения отводят его творчеству значительное место в ряду гуманистических ценностей XX века. Матисс принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний произведений художника.

 

Выставка – это лаконичная информация. В отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова мы предоставим вам обширный материал по данным темам.

 

Отдел иностранной литературы

Яндекс.Метрика