«Философия и шизоанализ»

      2 декабря в универсальном читальном зале Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча дискуссионного философского клуба «Время и бытие».

      Шизоанализ

      Одно из направлений в исследовании западной культуры, представители которого рассматривают шизофрению не с точки зрения психического заболевания, а под углом зрения социального угнетения в обществе, в котором люди являются не чем иным, как производящими желания машинами.

      Основные положения шизоанализа были выдвинуты в 70-х гг. ХХ века французскими авторами – психоаналитиком Ф. Гваттари (1930–1992) и Ж. Делезом (1925–1995). Концептуальное обоснование шизоанализа нашло отражение в их совместно написанном труде «Капитализм и шизофрения» («Анти-Эдип», 1972 и «Тысяча плато», 1980) и в работе Ф. Гваттари «Машинное бессознательное. Очерк шизоанализа» (1979). Ф. Гваттари и Ж. Делез исходили из того, что шизофрения – это продукт деспотии, угнетения в обществе, где люди, социально-экономические структуры, информационные системы и политические институты являются «производящими желания машинами». Шизофрения – «вселенная желающих машин». Шизофреники не столько психически больные люди, сколько все те, кто отвергает каноны существующего общества и стремится жить по законам не навязанных извне, а собственных, естественных желаний. В соответствии с таким пониманием шизофрении главной целью шизоанализа становится установление того, каким образом социальная сфера опутывает человека, блокирует и подавляет его естественные желания.Ф. Гваттари и Ж. Делез пересмотрели основные положения как классического психоанализа З. Фрейда, так и структурного психоанализа Ж. Лакана (1901–1981). Их, переосмысление психоаналитических идей, сопровождалось выдвижением положений, согласно которым: принцип удовольствия царит над всем, но не управляет ничем; эдипов треугольник связан не с межличностными отношениями в семье, как полагал З. Фрейд, не с лакановским пониманием реального, воображаемого и символического в структуре субъекта, а с реальными социальными отношениями господства и подчинения в западной культуре; в реальном нет семейного треугольника во главе с Эдипом, никто не кастрирован и вместо двух противоположных полов имеет место игра «микрополов в каждом существе»; психоанализ придал особое значение роли фантазии в удовлетворении желаний человека и фактически устранил из желаний их социальное содержание, в то время как в действительности желания человека социальны, а социальное имеет желающую направленность.

      Одно из основных понятий шизоанализа – «производящие желания машины». Это понятие подчеркивает тесную связь между производством и желанием, общественным производством желаний и машинизацией как производства желаний, так и их самих. С точки зрения Ф. Гваттари и Ж. Делеза, производящие желание машины могут быть кодированными (имеющими структурную упорядоченность) и декодированными (лишенными структурной упорядоченности). Их функционирование может быть территориальным и детерриториальным. История развития западной культуры свидетельствует о том, что соответствующие общества развиваются в направлении все большего декодирования и все большей детерриторизации. Пределом того и другого становятся шизофрения, шизоидное поведение людей, оказавшихся под властью того, что можно назвать «машинным бессознательным».

      С докладом на тему встречи «Философия и шизоанализ» выступил организатор клуба философ магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов.

      Шизофрения рассматривалась как что то неоднозначное, социально не стабильное, что то раздвоенное, следовательно шизофреник понимается как социально не стабильный, маргинальный индивид, тот кто ускользает, избегает социальной определенности как чего то системного,включенности в так называемую "социальную матрицу". Концепция шизоанализа очень оригинально и эвристично открывает иной взгляд на взаимодействие человека и общества, человека и капитала и тд.

Участники дискуссии признали, что шизоанализ очень интересен и эвристистичен, дискуссия прошла интересно и живо.

      Всех заинтересовавшихся клубом «Время и бытие», приглашаем посетить заседания клуба, которые проходят каждый вторник в 18.00 в универсальном читальном зале (3 этаж).

 

Главный  библиотекарь универсального
читального зала Алиева О. А.

Яндекс.Метрика