18 ноября в универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие». Тема встречи: «Виртуальная реальность».
Взгляды на реальность в истории философии:
Определение реальности играло важную роль уже в античной философии. По учению Демокрита, лишь в общем мнении существует цвет, во мнении — сладкое, во мнении — горькое, в действительности же существуют только — атомы и пустота. «В общем мнении» у него означает то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», не по природе самих вещей; природу же самих вещей он, в свою очередь, обозначает выражением «действительность». Это различение совпадает, таким образом, у Демокрита с различием между «природой вещей», которая существует объективно, и формами её чувственного восприятия субъектом.
Для Платона действительно реальными были только идеи (эйдос). Всё что находится вне мира идей (Гиперурании), Платоном провозглашалось лишь тенью, иллюзией. Аристотель тоже признавал реальность идей, но только в вещах. Подобные мысли характерны также для многих школ классической индийской философии, в которых утверждалось, подлинную реальность имеет только Брахман, тогда как известный людям мир, и даже боги —иллюзия, майя.
Среди важных вопросов средневековой философии выделяется спор о реальности универсалий между реалистами и номиналистами. Реалисты отстаивали тот взгляд, что общие понятия существуют в действительности, то есть являются реальными. Номиналисты считали, что общие понятия существуют только как названия, имена.
Рене Декарт, провозглашая принципы универсального сомнения, пришел к выводу, что единственное, в чём нельзя сомневаться — это в существовании, реальности самого исследователя — cogito ergo sum (думаю, следовательно, существую). Многочисленные философы и философские школы после Декарта стали рассматривать вопрос о реальности мира вне ощущения, перенося основной акцент в область гносеологии (эпистемологии), области философии, изучающий проблемы познания. Марксистско-ленинская философия относит таких философов и такие школы к субъективным идеалистам, хотя они сами себя так не называют. В частности, к ним относились Джордж Беркли и Дэвид Юм. Субъективные идеалисты не обязательно отрицают реальность мира вне ощущений, они либо провозглашают этот вопрос метафизическим, или, как Иммануил Кант, считают, что ответ на этот вопрос требует трансцензуса — выхода за пределы эмпирического опыта.
Гегель, развивая свои взгляды в духе Платона и средневекового реализма, провозгласил, что первичную реальность имеет абсолютная идея, которая порождает эмпирическую чувственную реальность. Марксистско-ленинская философия классифицирует подобные взгляды как объективно-идеалистические.
Сторонники материализма утверждают не только реальность, но и первичность внешнего материального мира, поэтому для них по вопросу о реальности акцент смещается к вопросу о реальности идеального, сознания. Вульгарный материализм решал этот вопрос кардинально, утверждая, что сознание не только существует, но имеет материальную природу.
Организатор клуба – философ, магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов. Понятие реальность вступает в сложные отношения с понятием бытия.
1.Бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия как, например, субъективная реальность).
2.Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставлена ирреальность или сюрреальность).
3.Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек).
Понятия виртуальности и реальности изучаются философской онтологией и гносеологией, а также социальной философией, социологией, психологией, информатикой. При этом понятие реальности рассматривается через бытие в его сопоставлении с небытием, а также возможными формами бытия. Категория «виртуальности» вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но вполне реально, в то же время — не потенциально, а актуально. Виртуальность не сводится к современным компьютерным программным артефактам, к ней относятся, например, сны, галлюцинации, транс, коллективные психозы, различные пограничные («сумеречные») состояния сознания, которые являются такими же формами виртуальности, как и образы (симуляции), смоделированные на современных IT носителях. Виртуальная реальность, как категория рядоположная действительности, суть «недовозникающее событие», «недорожденное бытие». В современной научной литературе такой подход, основанный на признании полионтичности реальности и осуществляющий в данном контексте рациональную реконструкцию виртуальной реальности, получил наименование «виртуалистика». Нередко понятие «виртуальности» психологизируется, а изучение феномена «виртуализации» переносится в плоскость проблем личности. Между тем, это социальный процесс, который меняет не только ментальность, но и саму личность. Современная тенденция такова, что виртуальность не только психологизируется и информатизируется, но и социализируется, а социальность — виртуализируется. Виртуализируется не только общество, но и порожденная им личность. Современное информационное общество постмодерна структурируется своим движением к виртуальности.
Обсуждался вопрос, что есть реальное, какова текстура реального с философской точки зрения, существует ли реальность сама по себе или на нее влияет нечто такое, что не достаточно существует, нечто виртуальное, некая теневая сторона, которая не воспринимается сознанием. Углубляясь в недра человеческой души, осмысливая действия и поступки сознания приходишь к пониманию того, что мир существует как нечто виртуальное, как некий образ, который в любой момент может быть разрушен, разрушение образа мира влечет за собой разрушение образа нашего "Я", именно поэтому человек желает утвердить картину мира как нечто постоянное и незыблемое, человек создает карту реальности и пользуется ею несмотря на то, что эта карта есть нечто не истинное, ошибочное и смысл заключается не в том что бы найти истинную карту, а в том что бы понимать, что всякая карта, всякий образ виртуален и, следовательно, может быть пересмотрен и снят.
Дискуссия была очень живая и интересная, все участники дискуссии задавали интересные вопросы и делали полезные комментарии.
Всех заинтересовавшихся клубом «Время и бытие», приглашаем посетить заседания клуба, которые проходят каждый вторник в 18.00 в универсальном читальном зале (3 этаж)
Главный библиотекарь
универсального читального зала
Алиева О .А.