14 октября в универсальном читальном зале прошла очередная встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Тема встречи: «Возвращение в бытие» (философия Мартина Хайдеггера).
Организатор клуба – философ, магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов приветствовал всех участников клуба.
Джамирза предоставил слово докладчику на эту тему историку Абдулгамиду Курбанову
Абдулгамид Курбанов рассказал о немецком философе Мартине Хайдеггере и его философии, о понятии « Дазайн».
Даза́йн (нем. Dasein)— философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл— «существование», «экзистенция» так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «се-бытие», «существование здесь», «присутствие», «бытие присутствия».
Мартин Хайдеггер является одним из тех философов XX века, вокруг которых было больше всего споров. Дело в том, что с 1933 года он примкнул к национал-социалистической партии. На долгое время Хайдеггер останется отправной точкой размышлений об ответственности и причастности философа к политике и к своему времени. Его жизнь до сих пор является предметом активных исследований и критики. Вначале вкратце представим его биографию, а затем ознакомимся с его «опус магнум» (великое произведение).
(Мартин Хайдеггер) - нем. философ (1889-1976)
Мартин Хайдеггер родился в Мескирхе, в земле Баден (Германия) в католической семье, соблюдавшей религиозные обряды (его отец, бондарь по основному роду занятий, был заметен в приходской церкви Сент-Мартин). С 1903 по 1909 год он получил среднее образование в Констансе и учился в лицее во Фрайбурге-на-Брисгау (Германия). Там же началось его университетское образование сначала в течение четырех семестров по теологии, от которой он позже отказался в пользу философии и других наук. В 1909 году Хайдеггер открывает для себя Гуссерля, до этого уже прочитав Ницше, Кьеркегора, Тракля и Дильтея. В 1913 году он защищает докторскую диссертацию, тему которой ему навеяло чтение Гуссерля. Освобожденный от воинской повинности в 1914 году по состоянию здоровья, в 1915-м он добивается признания своей правоспособности. После этого его назначают приват-доцентом.
Когда Гуссерля направили во Фрайбург-на-Брисгау, между ним и Хайдеггером завязываются дружеские отношения. После мобилизации в 1917 году Хайдеггер устраивается на метеорологическую службу. Свое обучение он возобновляет лишь в 1919 году. Хайдеггера назначают преподавателем в Марбург, где он работает с 1923 по 1927 год и затем становится преемником Гуссерля во Фрайбурге. В Марбурге он начинает писать свое сочинение Бытие и время, которое заканчивает в 1926 году в хижине в горах.
Встреча прошла в форме «вопрос-ответ». Члены клуба задавали вопросы и обсуждали их.
Дискуссия прошла очень интересно.
Всех заинтересовавшихся клубом « Время и бытие», приглашаем посетить заседания клуба, которые состоятся каждый вторник в 18.00 в универсальном читальном зале.
Главный библиотекарь
универсального читального зала
Алиева О.А.
16.102014 - 19:11