Утверждал одно правило жизни

      В универсальном читальном зале с 15 октября пройдет выставка посвященная 170-летию Фридриха Ницше (1844-1900гг.), немецкий философ.

 

Стыдиться своей безнравственности — это одна
из ступеней той лестницы, на вершине которой 
стыдятся также своей нравственности.

Ф. Ницше.

 

 

 

 

      Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900гг.) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияние Артура Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра», 1883-84; «Воля к власти», опубликовано 1889-1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

      Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года, в Рёккене, около Лютцена, Саксония. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869 — 1879 годах был профессором классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.

      От занятий классической филологией Фридрих перешел к философии, испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим воздействием эстетических идей искусства Р. Вагнера. В своём первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии развивал идеи типологии культуры, намеченной Иоганном Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Ницше видел идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки его учения о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие Ницше в направлении иррационализма.

      Показательно обращение поэта к форме эссе в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строились как цепь фрагментов или афоризмов. Философия обрела выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883-84). Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраивались у него в систему, а предстали как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В его философии переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстала в виде универсального отчаяния в жизни, которое им самим осознавалось как явление «нигилизма».

 

Список литературы:

 

Блинников Л. В. Великие философы: Учебный  словарь – справочник / М.: Корпорация  «Логос». 1988.- 432с.

Освещает воззрения, жизнь и творчество145 наиболее известных философов различных эпох от мудрецов древности до представителей философской мысли 20 столетия. Знакомит с историей развития мировой  философии. Является переработанным  и дополненным изданием книги.

 

 

 

 

 

 

Ф. Ницше. Так говорил Заратустра / Ницше. Н.М.: Изд-во. Моск. ун-та. 1990. -302с.

«Так говорил Заратустра» - одна из самых известных и популярных книг немецкого философа и поэта Фридриха Ницше. Темы «вечного возвращения всех вещей», «сверхчеловека», добра и зла и переоценки ценностей воплощены в этом памятнике мировой литературы в мифически – символической, высокопоэтической форме. Для широкого круга читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. - М.: Изд-во Фолио, 2003.-864с.

Книгу «ВОЛЯ К ВЛАСТИ» можно считать главным трудом Ницше. Это работа, которой обязаны своим появлением почти все течения современной мысли, событие мировой культуры, оказавшее влияние на всю историю XX века. Связывая волю с феноменом жизни, Ницше считает волю к власти «воплощенной волей к жизни», определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. Грандиозный труд Ницше остался незаконченным и был реконструирован и издан сотрудниками архива Ницше уже после его смерти.

 

 

 

 

 

 

 

Ницше Ф. Рождение трагедии: Или эллинство и пессимизм / Ницше Ф. – М.: Академический Проект,2007. -166с.

"Рождение трагедии из духа музыки " (1872) - главная работа раннего, романтического периода творчества Ницше, когда философ находился под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера. Основу ее составили два доклада, прочитанные Ницше в Базельском музеуме зимой 1870 г., - "Греческая музыкальная драма" и "Сократ и трагедия", а также статья "Дионисическое мировоззрение", написанная полгода спустя. В апреле 1871 г. он решил дополнить книгу разделами, в которых прослеживается связь греческой трагедии с музыкальной драмой Вагнера. На материалах этих произведений Ницше решает противоречие аполлонического созерцательного, рационального, односторонне-интеллектуального и дионисического ("жизненного", иррационального, экстатически-страстного) - двух противоположных, но неразрывно связанных друг с другом начал культуры и бытия.

 

 

 

 

 

Ницше Ф. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Ю. Антоновского, В. Вейнштока.- СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.-1056с.

Фридрих Ницше — гениальный немецкий мыслитель, под влиянием которого находилось большинство выдающихся европейских философов и писателей первой половины XX века; провозвестник появления сверхчеловека, «свободных умов», бунтующий против Бога. В настоящем издании представлены такие страстные полемические работы Ницше, как «Генеалогия морали», «Падение кумиров», «По ту сторону добра и зла», а также остроумная попытка самооценки — «Eccе Homo». Со свойственной ему парадоксальностью мысли и глубиной психологического анализа Ницше развенчивает нравственные предрассудки, проводит ревизию европейской культуры, низвергает саму идею христианства.

 

 

 

 

 

 

Ницше Ф. Падение кумиров: Сборник / Пер.с нем.- СПб.: Азбука-Аттикус, 2012.-224с.

«Объявлением великой войны» назвал сам Ницше свою книгу «Падение кумиров», ибо в ней он со всей присущей ему саркастичностью и злой веселостью сформулировал вопрос о переоценке всех истин и ценностей современной философу западной культуры, прежде всего ценностей христианских, поскольку эти истины и ценности оказались ложными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ницше Ф. Сочинения в 2-х / т.1. Ф. Ницше. Пер. с нем.; Сост. К. А. Свасьян.-М.: Мысль, 1990.-828с.

Книга одного из крупнейших представителей немецкого экзистенциализма Фридриха Ницше. Нередкая противоречивость логики Ницше, афористичность и фрагментарность его формулировок при поверхностном чтении могут произвести абсурдное и невразумительное впечатление, однако именно они таят за собой определенный смысл. Парадоксальная логика Ницше, характерный набор выразительных средств, требуя для себя пристального изучения, подводят вдумчивого читателя к пограничному опыту человеческого существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше.- СПб.: Азбука,2000.-230с.

Фридрих Ницше, с момента выхода в свет своего первого произведения «Рождение трагедии из духа музыки», - это скандал, продолжающийся уже полтора века. Рождение самобытного, оригинального - это всегда скандал и шок. Слишком оригинален, слишком самобытен - все это Ницше, великий ниспровергатель кумиров и идолов, певец Диониса, антихристианин и нигилист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Универсальный читальный зал

02.10.2014 - 12:34

Яндекс.Метрика