16 сентября в 18.00 в универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча дискуссионного философского клуба «Время и бытие».
Решили продолжить обсуждать Фридриха Ницше. Тема встречи: «Идея сверхчеловека в философии Фридриха Ницше».
Идея «сверхчеловека» с давних времен многие философы с особой осторожностью рассматривали пути самосовершенствования личности, кроме того, были проведены сотни исследований, посвященные идее формирования «сверхчеловека». Под «сверхчеловеком» понимается и свобода, и независимый индивид. Также «сверхчеловек» – это господин самому себе. Начало современной дискуссии о праве человека на свободу воли и его ответственности за совершенные поступки, об относительности добра и зла, о путях гармонизации и совершенствования общества было положено шедеврами Ф. М. Достоевского (1821— 1881). Кому и почему "все дозволено", как изжить, существует ли нравственный кризис общества? Но первым, кто выдвинул идею «сверхчеловека» стал Фридрих Ницше (1844—1900). Он считал, что главное в жизни – воля к власти, подтвержденная силой и могуществом. А все зло – это от слабости, а добро – «все то, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека». Но «Ницше никогда не приходило в голову, что стремление к власти, которым он одаряет своего сверхчеловека, само порождено страхом.
Если сравнивать философию Достоевского и Ницше о нравственных качествах людей, то очевидно, что это две противоположные философии. Почему? Во-первых, герои Достоевского – это несостоявшиеся, больные люди. А «герой», «сверхчеловек» Ницше – это неудержимая воля к жизни. Во-вторых, одиночество героев Достоевского как оставленность, заброшенность. А жизнь как источник радости у Ницше. Также, у Достоевского в произведении существует сострадание к твари. А у Ницше – это сострадание к творцу. И получается, что герой Достоевского – это не «сверхчеловек».
Началась встреча с выступления организатора клуба – философа, магистранта Дагестанского государственного университета Джамирзы Магомедова.
На очередном заседании клуба, обсуждали концепт сверхчеловека. Сверхчеловек мыслился в двух ипостасях как биологический доминант и как духовный доминант.
Философия Ницше, философия сверхчеловека являет собой антитезу существующей ценностной системе.
Выступил Абдулгамид Курбанов, сославшись на известного философа Славоя Жижжека, о том, что Дед Мороз-это ложь, заполняющая социальное пространство, и дети и взрослые знают, что Дед Мороз-это ложь, но и те и другие ведут себя, так как будто он действительно существует. Так же дело обстоит и с человеческой разумностью и те кто апеллируют к разуму, и те кто принимает апелляции осознают, что разум есть явный вымысел, не имеющий ничего общего с реальностью, но и те и другие продолжают воспевать ценность разума. Автор данных строк не имеет ничего против ценности разума и даже скорее наоборот, но он согласен с Ницше в том, что человеческая глупость имеет силу и с ней нужно считаться, и тогда оказывается, что Ницше опять прав и сильных действительно нужно защищать от слабых.
Пришли к выводам, что сверхчеловек может не занимать высокого социального положения, обладать крупным финансовым капиталом, иметь политическую власть, он просто лишь художник, рисующий свою собственную жизнь, или выражаясь иначе, сверхчеловек - это пустота, заполняющая себя новыми смыслами.
По теме обсуждения была оформлена книжная выставка.
Главный библиотекарь
универсального читального зала О.А. Алиева.
27.09.2014 - 09:55