"Не правдоподобие, а, правда"

      С 1 по 15 сентября 2014 года в Национальной библиотеке отделом литературы по искусству организована выставка «Не правдоподобие, а, правда». 120-летию украинского кинорежиссера Александра Петровича Довженко.

 

 

Я принадлежу человечеству 
как художник, и я ему служу. 
Искусство мое - 
искусство всемирное. 

Буду работать в нем, 
сколько достанет сил и таланта.

А.П. Довженко.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Довженко Александр Петрович [30.8(11.9).1894, с. Сосницы, ныне Черниговской области, — 25.11.1956, Москва], украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950). В 1914 окончил Глуховский учительский институт. После Великой Октябрьской революции работал в Наркомпросе Украины, сотрудничал в газетах и журналах как художник. В 1926 написал сценарий и был сорежиссёром фильма «Вася-реформатор».
 
       Самобытная творческая индивидуальность Довженко впервые раскрылась в фильме «Звенигора» (1928). Уже в этом фильме проявились народные истоки таланта Д. Возвышенная романтика и гневная сатира, песенная лирика и политическая публицистика, эпическая трактовка событий сливались в единое художественное целое, придавали всем его фильмам неповторимый героико-поэтический колорит. Подлинных философских высот достиг Довженко в историко-революционном фильме «Арсенал» (1929) и особенно в фильме «Земля» (1930), посвящённом борьбе за коллективизацию на Украине. В 1958 на Брюссельском кинофестивале (в рамках Международной выставки) фильм был назван в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов.
 
Кадр из фильма «Земля»
 

      В 1932 Довженко поставил фильм «Иван», одну из первых советских звуковых картин.

 

Кадр из фильма «Иван»

      В 1935 осуществил постановку «Аэрограда». Большим достижением Довженко явился фильм «Щорс» (1939; Государственная премия СССР, 1941).

Кадр из фильма «Щорс»

      В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Довженко был военным корреспондентом, писал взволнованные публицистические статьи, очерки, рассказы. Документальные фильмы Довженко «Освобождение» (1940, о воссоединении Западной Украины), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1945) стали выдающимися образцами поэтической кинопублицистики. В послевоенные годы Довженко написал пьесу и сценарий «Жизнь в цвету», по которому поставлен цветной фильм «Мичурин» (1949; Государственная премия СССР, 1949).

Кадр из фильма «Мичурин»

      Смерть прервала работу Довженко над фильмом «Поэма о море», за сценарий которого Д. была в 1959 посмертно присуждена Ленинская премия.
 

Кадр из фильма «Поэма о море»

      По сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет», по лирической повести, посвящённой детству Довженко, «Зачарованная Десна» (1955, опубл. 1957) и др. его рассказам режиссёр Ю. И. Солнцева создала одноименные фильмы. Довженко был сценаристом почти всех своих фильмов, писателем-публицистом, утверждавшим духовное богатство и красоту советского человека, активно борющимся за коммунистическую мораль. Вёл педагогическую работу, в 1949—51 и с 1955 преподавал во ВГИКе.

      Довженко внёс большой вклад в развитие советского и мирового киноискусства. Имя Довженко присвоено Киевской киностудии художественных фильмов. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

 

Список  литературы.

 

История отечественного кино [Текст]. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 528с.

Книга, которую читатель держит в руках, является изданием-спутником учебника  История отечественного кино, созданного научными сотрудниками НИИ киноискусства в рамках культурно-образовательного мега-проекта «Academia XXI» и увидевшего свет несколько лет назад. Ее задача – оживить, озвучить голосами эпох исторические очерки, написанные для учебника современными киноведами. Авторами текстов, помещенных в Хрестоматии, являются непосредственно участники кинопроцесса: создатели фильмов, руководители кинопроизводства, деятели отечественной культуры. Хрестоматия по истории отечественного кино, собравшая, для удобства читателя, разбросанные по разным изданиям тексты, адресуется в первую очередь студентам кинематографических вузов и гуманитарных факультетов в системе университетского образования. Однако мы думаем, что и более широкий круг читателей, серьезно интересующийся искусством кино, найдет ее для себя увлекательной и полезной.

 

 

 

 

 

Марьямов, А. Довженко [Текст]. Вып.24 / А. Марьямов. – М.: Молодая гвардия, 1968. - 382 с.: фот. - (Жизнь  замечательных  людей. Серия биографий).

Данная книга повествует об украинском кинорежиссере, писателе и сценаристе А.П. Довженко. Довженко Александр Петрович (30.08(11.09).1894 - 25.11.1956), украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР (1950). В 1914 окончил Глуховский учительский институт. После Великой Октябрьской революции работал в Наркомпросе Украины, сотрудничал в газетах и журналах как художник. В 1926 написал сценарий и был сорежиссёром фильма «Вася-реформатор». Самобытная творческая индивидуальность Довженко впервые раскрылась в фильме «Звенигора» (1928). Уже в этом фильме проявились народные истоки таланта Довженко. Возвышенная романтика и гневная сатира, песенная лирика и политическая публицистика, эпическая трактовка событий сливались в единое художественное целое, придавали всем его фильмам неповторимый героико-поэтический колорит.

 

 

 

 

 

 

Александр Довженко [Текст]: собрание сочинений в четырех томах. Т.3 / сост. Ю. И. Солнцева. - М.: Искусство, 1968. - 770 с.: фот.

Из содержания: Автобиография. Сценарии фильмов: «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Иван», «Аэроград», «Щорс». Статьи об этих фильмах. Рассказы, очерки, сценарии «Украина в огне», «Повесть пламенных лет», дикторские тексты, выступления, из записных книжек и дневников. Сценарии и сценарные замыслы: «Мичурин», «Открытие Антарктиды», «В глубинах космоса», «Зачарованная Десна», «Поэма о море», пьесы: «Жизнь в цвету», «Потомки запорожцев», рассказы.

 

 

 

 

 

Довженко в воспоминаниях современников. [Текст] / сост.: Л. И. Пажитнова, Ю. И. Солнцева; авт. предисл. С. А. Герасимов. - М.: Искусство, 1981. - 278 с.: фот.

Об Александре Довженко, выдающемся советском кинорежиссере, рассказывают писатели, художники, кинематографисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинословарь в двух томах [Текст]. Т.1(А-Л) / ред. С. И. Юткевич. - М. : Сов. энциклопедия, 1966. - 975 с. : ил.

Кинословарь содержит справочные статьи по всем видам и жанрам киноискусства. В Словаре публикуются статьи-справки биографического характера об актерах, режиссерах, операторах, кинодраматургах, композиторах, художниках, работающих в области игрового, документального, научно-популярного мультипликационного кино. О видных научных работниках в области киноведения и кинотехники; очерки о киноискусстве различных стран, союзных республик, терминологические статьи, раскрывающие понятия, связанные с разработкой теории кино, и наиболее распространенные термины, характеризующие технику и технологию создания фильма; статьи о производственных процессах, киноаппаратуре; справки о крупных киностудиях. Содержит огромное количество фотоиллюстраций.

 

 

 

 

 

Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.

                                                                         Отдел литературы по искусству

 

 

 

 

Яндекс.Метрика