«Звонкая песнь металла»

И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое
употребление металлов миновать не может.

М. Ломоносов

 

      С 10 по 30 августа 2014 года в Национальной библиотеке отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «Звонкая песнь металла».

 

«Дальше из золота сделал он дивный, большой виноградник,

Сладким плодом отягчённый; висели в нём чёрные гроздья;

Ветви держались кругом на серебряных длинных подпорках.

За виноградником тёмный подставил он ров, обнесённый

Вокруг оловянной оградой…»

 

      Так описывает Гомер в «Илиаде» изготовление легендарным кузнецом боевого щита для героя Ахилла.

      Новейшие достижения металлургии были достоянием уже древних художников.

      С незапамятных времён человек познакомился с семёркой металлов: железом, медью, серебром, оловом, золотом, ртутью и свинцом. Два из них – золото и серебро – за красоту и стойкость стали называться благородными. К другим металлам отношение было не менее почтительное. Известны периоды в истории человечества, когда железо ценилось дороже золота. Но главное достоинство так называемых простых металлов в том, что эти великие труженики сыграли великую роль в развитии цивилизации. В средневековой Европе каждому металлу, входящему в замечательную семёрку, была посвящена одна из крупнейших планет. «Научный» трактат того времени, написанный в стихотворной форме, сообщает следующее:

      Семь металлов создал свет

      По числу семи планет:

      Дал нам космос на добро

      Медь, железо, серебро

      Злато, олово, свинец

      И спеши, мой сын узнать:

      Всем им ртуть родная мать!

 

      История развития искусства и ремёсел тесно связана именно с этими металлами. Пройдя долгий путь из глубокой древности до наших дней, они не утратили своего значения и сегодня. Хотя уже открыто почти 60 видов металлов, «старые» металлы по-прежнему остаются незаменимым материалом в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле. Из простых, сравнительно молодых металлов такое же большое значение имеют алюминий и цинк, ставшие популярными у современных мастеров, которые занимаются художественной обработкой металла.

  

  

«Ростовская финифть»

 

Ростовская финифть

 

  

 Булатный клинок                                                                                   Тульское ружье 

 

  

Современные художественные изделия из металла

 

Литература, представленная на выставке:

 

Аствацатурян, Э.Г. Турецкое оружие в собрании Государственного Исторического музея [Текст] / Э.Г. Аствацатурян. – СПб: Атлант, 2002. – 336 с.: цв. ил.

Автор – ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда Восточного оружия, кандидат исторических наук. В 1952 г. окончила отделение Востока МГУ, с 1954 г. работает в отделе оружия ГИМ. Автор монографий «История оружейного и серебряного производства на Кавказе в XIX – начале XX в.», «Оружие народов Кавказа», справочников «Мастера оружейного и серебряного дела Северного Кавказа и Закавказья», «Указатель клейм мастеров оружейного и серебряного дела Северного Кавказа и Закавказья» и ряда других статей по истории оружия.

 

 

 

 

 

Борисова, В. Ростовская финифть [Текст] / В. Борисова. – М.: Интербук, 1995. – 160 с.: цв. ил.

Вобравшие в себя опыт и талант многих поколений, народные промыслы постоянно развиваются и обновляются, поэтому остаются живым и современным искусством, художественной ценностью, составляющей основу национальной культуры.

Книга содержит обзорную статью, знакомящую читателей с историей развития промысла, творчеством художников разных поколений, а также около 200 иллюстраций, включающих лучшие произведения, как из собраний музеев России, так и из частных коллекций.

 

 

Булатный мой клинок [Фотоальбом]: из частных собраний. – М.: СПб: ДИЛЯ, 2003. – 159 с.: ил.

Данное издание адресовано всем, кто интересуется историей оружия и оружейного искусства. Цель данной публикации – представить редкие и неизвестные образцы оружия прошлого, хранящиеся в личных коллекциях, а не в музейных фондах. В силу определённых обстоятельств они были недоступны как любителям, так и специалистам-оружеведам, о них было известно лишь узкому кругу собирателей оружия. Представленные в данном альбоме вещи могут существенно обогатить и дополнить некоторые аспекты изучения оружейного искусства, расширить представления о путях его развития, своеобразия и особенностях.

 

 

 

 

 

Лившиц, В.Б. Художественное литьё. Ювелирные и декоративные издания: самоучитель [Текст] / В.Б. Лившиц. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2010. – 224 с.: ил.

Книга предназначена для тех, кто желает заняться литьём ювелирных и художественных изделий в домашних условиях. Она обобщает отечественный и зарубежный опыт изготовления отливок малой пластики из цветных металлов с использованием недорогих вспомогательных материалов и приспособлений. Подробно описана технология литья – начиная от подготовки мастер-модели и кончая отделкой готовых изделий. Приведены рекомендации по выбору материалов, изготовлению и сборке простейшего литейного оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

Пак, В.Ф. Ростовская финифть XX века [Текст]: иллюстрированный библиографический словарь / В.Ф Пак. – М.: ГАЛАРТ, 2006. – 224 с.: цв. ил.

В словаре публикуются справочные материалы о художниках, так или иначе влиявших или просто причастных к искусству финифти в Ростове Великом XX века. Он знакомит читателей с художническими судьбами современного промысла ростовской финифти. История финифти XX века представляется как целостное явление, не разграниченное политическими событиями 1917 года. Сегодня в начале XXI столетия становится отчётливо видно, какой сложный путь прошла ростовская финифть в XX веке, насколько остро политическая жизнь касалась, казалось бы, далёкого от политики народного промысла, как социальные катастрофы сказывались на духовном и эстетическом мире художника.

 

 

 

 

 

 

Русское золото XIV – начала  XX века [Текст]: из фондов Государственных музеев Московского Кремля / автор-составитель С. Я. Коварская. – М.: Советская Россия, 1987. – 240 с.: цв. ил.

Настоящий альбом – первая публикация лучших русских художественных золотых изделий из фондов музеев Кремля. Вошедшие в альбом древние изделия XIV–XVII веков свидетельствуют о вдохновлённой одарённости мастеров золотого дела, об их вкусах, представлениях и мечтах об «украсно украшенной» и счастливой Родине. Произведения XVIII – начала XX столетий позволяют проследить национальное своеобразие стилистических изменений от барокко и рококо до модерна в русском ювелирном искусстве.

 

 

 

 

 

 

Если вас заинтересовала наша выставка, ждём вас в отделе литературы по искусству!

 

Отдел литературы по искусству

14.08.2014 - 11:08

 

 

Яндекс.Метрика