Литературный календарь на июль

      В универсальном читальном зале был выставлен литературный календарь на июль.

      20 июля - 710 лет со дня рождения Франческо Петрарки (1304-1374), итальянского поэта.

      Петрарка родился 20 июля, 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции - одновременно с Данте - за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра.

      Во Франции Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319) Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Петрарка Ф. Избранная лирика. Пер. с итал. А. Эфроса / Ф. Петрарка.- М.: ГИХЛ, 1955.- 204с.

Избранная лирика, стихи Франческо Петрарки - первого поэта и гуманиста эпохи Возрождения - блистают в сокровищнице мировой лирики. Большинство стихотворений Петрарки посвящено Лауре. Он преданно любил ее всю жизнь, и имя ее прославил в веках.

 

 

 

 

 

 

 

Петрарка Ф. Сонеты; Канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. / Ф. Петрарка.- М.: Правда, 1984.- 592с.

В настоящий сборник великого итальянского поэта эпохи Возрождения Франческо Петратки (1304 - 1374) включены знаменитые сонеты на жизнь и смерть Мадонны Лауры, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, а также автобиографическая проза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрарка Ф. Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о призрении миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма./ Ф. Петрарка.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999.- 736с.

В однотомник великого итальянского поэта и первого великого гуманиста эпохи Возрождения Франческо Петрарки (1304-1374) включены произведения, в которых явлены обе эти ипостаси.

Поэтический раздел книги представляет собой итог труда нескольких поколений литераторов, работавших над переводами из "Канцоньере" ("Книги песен") в XX веке - веке, по сути дела открывшем поэзию Петрарки для русского читателя. Причем девять больших стихотворных пьес, включенных в этот раздел, до сего дня не переводились и впервые пополнили русский "Канцоньере".

 

 

 

 

 

Петрарка Ф. Сама любовь: стихи и проза./ Ф. Петрарка.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 320с.

В предлагаемый читателю сборник наряду с сонетами, посвященными Лауре, вошла речь Петрарки на Капитолии, редко публикуемая героическая поэма «Африка» и мало известное широкому читателю сочинение Дж. Боккаччо «О жизни и нравах господина Франческо Петрарки».

 

 

 

 

 

 

 

Петрарка Ф. Триумфы. Пер. с итал. В.Б. Микушевича./ Ф. Петрарка.- М.: Время, 2000.- 253с.

Вслед за гением Данте Алигьери в XIV в. над Италией взошла звезда Франческо Петрарки. Вот уже более 600 лет его сонеты не превзойдены, они многократно изданы в переводе на русский язык. Однако единственная поэма Петрарки, написанная на итальянском языке — «Триумфы» — до сих пор оставалась неизвестной нашему читателю.

 

 

 

 

 

 

 

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма./ Р.И. Хлодовский.- М.: Наука, 1974.- 175с.

Книга посвящена творчеству великого итальянского поэта Франческо Петрарки, 600-летие со дня смерти, которого исполняется в 1974 г. В книге рассказывается о Петрарке не только как о замечательном лирике, создателе поэтической исповеди «Канцоньере», но и как о первом великом гуманисте эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      28 июля - 190 лет со дня рождения Александра Дюма (сын) (1824-1896), французский писатель.

      Французский драматург и прозаик, член Французской академии (с 1874) сын Александра Дюма. Александр Дюма-сын был октароном. Его мать, Катрина Лабе, была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание.

      Дюма-сын превратил французскую драму в инструмент общественного воздействия: не ограничиваясь обличением социальных язв, он предлагал оздоровительные средства в виде новых законов либо новых общественных установлений. Свои соображения он декларативно объявлял в многочисленных и длинных предисловиях к пьесам. Взяв на себя роль нравственного арбитра, он возлагал на театр миссию духовного наставника, прежде принадлежавшую церкви.

      Карьеру драматурга Дюма начал со сценической адаптации своего романа Дама с камелиями (La Dame aux camélias, 1848) в одноименную пьесу (1852). В основу сюжета положена история куртизанки Мари Дюплесси. В угоду «здоровой» морали самоотверженная героиня пьесы жертвует счастьем с любимым человеком. Роль Маргариты Готье вошла в репертуар крупнейших актрис (С. Бернар, Э. Дузе, в России — Г.Н. Федотова, М.Г. Савина). Обличению падших женщин и неверных супругов посвящены драмы Диана де Лис (Diane de Lys , 1853), Полусвет (Le Demi-monde , 1855) и Любитель женщин (L’Ami des femmes , 1864). В лице грубого тщеславного Жиро, персонажа пьесы Денежный вопрос (La Question d’argent , 1857), одной из самых популярных у Дюма, подверглись осмеянию беззастенчивые нувориши. Он выступил в защиту прав незаконнорожденных детей в почти автобиографической пьесе Незаконный сын (Le Fils naturel , 1858); косвенным образом та же тема затрагивалась в драме Блудный отец (Un Père prodigue , 1859), написанной по воспоминаниям о юных годах в обществе отца. Дюма выступил также за равноправие женщин и снисходительность к их прошлым грехам в пьесе Понятия мадам Обре (Les Idées de Madame Aubrey , 1867). В драме Принцесса Жорж (La Princesse Georges , 1871) он подверг критике законы о браке, не позволяющие жене расстаться с неверным мужем, а в пьесе Жена Клода (La Femme de Claude , 1873) обосновал моральное право мужа убить неверную жену.

      Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством. На сюжет Дамы с камелиями написана опера Дж. Верди Травиата. Умер Дюма-сын в Париже 27 ноября 1895.

 

 

Литература:

Александр Дюма-сын. Дама с камелиями: Роман (Пер. с фр.). – М. Восхождение, 1991. – 192с.

Александр Дюма, сын автора "Графа Монте-Кристо", "Трех мушкетеров", "Королевы Марго", доказал, что способен потягаться с великим отцом. В двадцать четыре года он написал роман "Дама с камелиями" (1848), о котором заговорил весь Париж. В основу сюжета легла реальная история - история роковой красавицы-куртизанки Мари Дюплесси, которая совсем молодой умерла от туберкулеза. Роман был переделан в пьесу, имевшую шумный успех, пьесу подхватил Джузеппе Верди и написал оперу "Травиата" - словом, сюжету было суждено бессмертие.

 

 

 

 

 

 

 

Универсальный читальный зал

15.07.2014 - 16:07

 

 

 

 

Яндекс.Метрика