Выставку, посвящённую знаменательным датам июля-августа 2014 г., представляет отдел иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Расула Гамзатова.
Жорж Санд
(1804–1876)
Аврора Дюпен, полн. имя Амандина-Аврора-Люсиль; в замужестве баронесса Дюдеван, французская писательница.
Обстоятельства рождения, великолепное здоровье, оригинальная внешность, богатство, творческий темперамент, само имя «Аврора», что означает «заря», – всё соединилось самым счастливым образом, словно над колыбелью малютки стояли добрые феи, подарив миру одну из наиболее ярких писательниц. Баронессой она стала, выйдя замуж в восемнадцать лет, и это был брак по любви. Вскоре родились сын и дочь, а потом брак превратился в формальность. Барон был отставным офицером, землевладельцем, аристократом. Баронесса жила в комфортном мире фантазии и утончённых чувств. К тому же она была пылкой демократкой, убеждённой, что в мире должна править только «аристократия духа». Супруги заключили соглашение: пусть часть года она проводит в Париже, муж будет платить ей скромное содержание из доходов, которые приносит её собственное поместье
Ноан, и в двадцать шесть лет баронесса уезжает в Париж, облекается в мужское платье, что потом будет осмеиваться в бесчисленных карикатурах в газетах и журналах «ревнителями» женской скромности.
Вскоре появляется и близкий друг – начинающий журналист и писатель Жюль Сандо. Давно мечтавшая о литературной карьере Аврора начинает писать в шутливом соперничестве с ним, взяв себе псевдоним, представлявший в изменённом виде его фамилию и инициал. Сначала Жорж Санд занялась журналистикой и весьма успешно, но это её не удовлетворило. Расставшись с Сандо, она сохранила псевдоним.
Жорж Санд решила попробовать себя в художественной прозе. В 1832 г. выходит её первый роман «Индиана», который сразу сделал начинающую писательницу знаменитой. Тайна мужского псевдонима уже давно перестала быть тайной.
Большую часть времени она проводила в Ноане.
Дом Жорж Санд в Ноане
«Мадам Аврора», как называли её слуги, не должна была давать повод к пересудам. Когда дети подросли и следовало подумать об их образовании, она стала больше жить и работать в Париже. Работала же она невероятно много и быстро и с неизменным успехом. Не довольствуясь прирождённостью талантов, она постоянно их развивала и совершенствовала. Сама создавала свою жизнь, парижский салон, окружение в Париже и Ноане. И в её жизни было много любви, друзей, путешествий, мирных дней на лоне природы, и прекрасной музыки, а за фортепиано – Фридерик Шопен, друг и возлюбленный. Любовь омрачалась его постоянным нездоровьем. Но всё же эти вечера с пленительными звуками баллад, ноктюрнов и вальсов были, наверное, счастливейшим временем её жизни. Вот какой её запомнила американская журналистка и общественная деятельница Маргарет Фуллер, встретившаяся с Жорж Санд в Париже в 1846 г.: «На ней была кружевная мантилья, прекрасные волосы были убраны с большим вкусом, всё в ней было просто и в то же время изысканно, как и подобает настоящей даме, а манера держаться ничем не напоминала о вульгарных карикатурах на её счёт... Но что привлекло моё особенное внимание, так это выражение доброты, благородства и силы, истинно человеческой сердечности и самой естественности, светившейся в её глазах... Наверное, она немало страдала, но она и наслаждалась, и многое свершила, отсюда это выражение спокойствия и счастья».
Однако Жорж Санд занимали не только проблемы и психология любви. Баронесса была революционеркой по темпераменту, ей были близки социалистические утопии того времени, что отразилось в романах «Жак» и «Орас». Труд, искусство, любовь, свобода жить в свободном мире – это высшая цель и её наиболее знаменитого романа «Консуэло», а также романа «Графиня де Рудольштадт». Прообразом Консуэло послужила певица Полина Гарсиа Виардо, чьим преданным другом был И. С. Тургенев, высоко ценивший творчество Жорж Санд и причисливший её к «святым нашего века». Сочинения Жорж Санд насчитывают десятки романов, путевые очерки, множество статей и рецензий и четырёхтомную «Историю моей жизни». Романы Жорж Санд завладели воображением не только поэтов, но и многочисленных читателей и читательниц по всей Европе, в том числе и в России. Тому способствовали увлекательность сюжета, удивительно тонкое лирическое чувство пейзажа, блеск красноречия.
(1899–1961)
Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оак Парк, штат Иллинойс, США. Эрнст был первым ребёнком в семье. Литературное призвание Хэмингуэя проявилось ещё в школьные годы. После выпуска из среднего учебного заведения он решил не поступать в университет, а переехал в Канзас, где устроился работать в местную газету Star.
Хэмингуэй очень хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на I Мировую войну, устроившись шофёром скорой помощи. После войны Эрнест Хэмингуэй возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго. Тогда же он женился. В Париже, куда его послали в командировку от газеты Toronto Star, Хэмингуэй познакомился с такими литературными корифеями, как Ф. С. Фитцджеральд, Г. Штейн и Эзра Паунд, которые оценили труды молодого человека. Эти высокие отзывы его воодушевили, и уже в 1925 году был опубликован первый сборник. В сборнике «В наше время» косвенно отразились воспоминания детства.
Первый настоящий писательский успех пришёл к Хэмингуэю в 1926 году после выхода в свет «Солнце тоже восходит», пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» французских и испанских репатриантов 1920-х годов. Воспоминаниям об этом периоде посвящена его посмертно опубликованная книга «Праздник, который всегда с тобой». Она содержит как автобиографические заметки, так и портреты литераторов-современников.
Послевоенные годы Хэмингуэй полностью посвятил литературе. Основным его местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1927 году вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 году – «Победитель ничего не получает», которые окончательно утвердили Хэмингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов.
И всё же большинству Хэмингуэй памятен романом «Прощай, оружие» – историей несчастной любви, развивавшейся на фоне сражений I Мировой войны.
Последняя работа – автобиографический и обстоятельный рассказ об охоте на крупных животных в Африке. И самый длинный роман, первое после 1929 г. масштабное и значительное произведение – «По ком звонит колокол».
Дело в том, что военная тема была одной из самых любимых в творчестве Хэмингуэя.
Вслед за этим успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя пауза, объяснявшаяся среди прочего его нелитературными занятиями: деятельным, хотя и предпринятым на свой страх и риск участием во Второй мировой войне, главным образом на территории Франции. Хэмингуэй всегда оказывался в самых горячих точках. Его записи, поэтому имеют не только литературную, но и историческую ценность.
После войны писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Зато следующая книга, повесть «Старик и море» почти единодушно была признана шедевром. За эту повесть в 1953 году Эрнест Хэмингуэй получил Пулитцеровскую премию. Это произведение повлияло и на присуждение Хэмингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году.
Последние годы жизни Эрнест Хэмингуэй страдал тяжёлыми депрессиями и расстройствами психики. В 1960 г. Хемингуэй лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота) с диагнозом серьёзного умственного расстройства. После возвращения из больницы Хэмингуэй покончил с собой. Это произошло 2 июля 1961 года в его собственном доме в Кетчеме, штат Айдахо, США.
Александр Дюма-сын
Младший Александр Дюма родился в Париже 28 июля 1824 года.
Стихи Александр начал публиковать в периодических журналах с 18 лет. В 1845 году был издан его первый сборник стихов «Грехи молодости». А уже в 1852 году, после весьма жёсткой борьбы младшего Дюма с цензурой, которая не хотела допускать представлений, по их мнению, ужасно безнравственной пьесы, на сцене всё же появилась его пьеса «Дама с камелиями». Прототипом героини этой пьесы Маргариты Готье являлась актриса Мари Даплези. Она же стала первой исполнительницей «Дамы с камелиями» и, кроме того, героинь и других пьес Александра Дюма-сына. Дюма-сын превратил французскую драму в инструмент общественного воздействия: не ограничиваясь обличением социальных язв, он предлагал оздоровительные средства в виде новых законов либо новых общественных установлений.
Свои соображения он декларативно объявлял в многочисленных и длинных предисловиях к пьесам. Взяв на себя роль нравственного арбитра, он возлагал на театр миссию духовного наставника, прежде принадлежавшую церкви.
Карьеру драматурга Дюма начал со сценической адаптации своего романа «Дама с камелиями» (La Dame aux camélias, 1848) в одноимённую пьесу (1852). В основу сюжета положена история куртизанки Мари Дюплесси. В угоду «здоровой» морали самоотверженная героиня пьесы жертвует счастьем с любимым человеком.
Более подробную информацию вам предоставят в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова.
Отдел иностранной литературы