Рихард Штраус (1864–1949) – немецкий композитор
Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь.
Р. Штраус
Р. Штраус – один из крупнейших немецких композиторов рубежа XIX–XX вв. Он был также одним из лучших дирижёров своего времени. Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни. Его лучшие произведения пережили десятилетия и сохранили своё обаяние и ценность до наших дней.
Потомственный музыкант, Штраус родился и вырос в артистической среде. В 6 лет он сочинил несколько пьес. К началу века слава Штрауса распространяется по всему миру. Его постановки опер Моцарта и Вагнера расцениваются как образцовые. В
Творческое наследие Штрауса обширно и многообразно. Исполнительская деятельность Штрауса как оперного и симфонического дирижёра охватывает 65 лет. Он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. Оценивая Штрауса как творческую личность, его друг писатель Ромен Роллан писал: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чём он уникум в настоящее время. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов — быть может, самым крупным в современной Германии...».
Жорж Дюамель (1884–1996) – французский писатель
Жорж Дюамель – французский прозаик, поэт, драматург, литературный критик; лауреат Гонкуровской премии (1918), член Французской академии.
Получил медицинское образование. В 1906 году принял участие в создании артели молодых поэтов и художников «Аббатство»; через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком литературной группы унанимистов, звавших быть «ближе к жизни». В 1907 году дебютировал книгой стихов «О легендах, о битвах». С 1912 года он стал редактором литературного обозрения «Mercure de France».
Своим положением в литературе Дюамель обязан художественной прозе. Во Франции большим успехом пользовались его выступления-лекции. Неустанная защита прав личности, возмущение перед войной и революцией – всё это характеризует Дюамеля как истинного представителя французской интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью.
В 1927 году Дюамель посетил СССР. Об этой поездке он очень подробно рассказал в книге «Путешествие в Москву» (1927), которая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно, социализм для него – нечто неосуществимое, но он признаёт «право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию». Он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, которая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли он возвращается и в «Беседе о духе Европы», где советует «принять Советскую Россию в европейскую семью».
Дюамель предвидел опасность фашизма. В 1939–1945 годах, то есть и во время оккупации, Дюамель был секретарём Французской академии и защищал её от нацистов. Позднее за это он удостоился благодарности от правительства де Голля.
Куба (Курт Бартель) (1914–1967) – немецкий поэт, писатель
КУБА (Kuba) (псевд.; наст. имя – Курт Бартель, Bartel) (р. 8.VI.1914, Гарнсдорф) – немецкий писатель (ГДР). Член ЦК СЕПГ. Родился в рабочей семье. Юношей вступил в социалистическую молодёжную организацию. С 1933 г. жил в Праге, где сблизился с чешскими коммунистами. Был репортёром газеты «Роте Фане». В феврале 1934, нелегально приехав в Вену, принял участие в боях австрийских рабочих против нацистов. В 1938 г. бежал из Чехословакии от гитлеровских войск. В 1946 г. вернулся на родину.
В 1952–53 гг. был секретарём СП. В 1934 г. начал работу над циклом, составившим основу «Поэмы о человеке» («Gedicht vom Menschen»), тема которой – история человечества, идущего через стихийную борьбу к научному социализму. Судьба Германии – один из важнейших мотивов поэмы.
В стихах Кубы нашло выражение сознание интернационального единства трудящихся («Брату-человеку», «Ночь без постели», «Весна в Богемии», «Приветствие чехам» и др.). Стихи «Фундамент», «Будут говорить про наши дни потомки», «Бранденбург» и др. посвящены новой Германии. В 1959 г. Куба опубликовал драматическую балладу «Клаус Штёртебекер» («Klaus Störtebeker»), куда ввёл хор, массовые сцены. Куба – автор художественного репортажа «Мысли в полёте» («Gedanken im Fluge»), написанного после поездки в СССР в 1949 г. В 1964 г. опубликована пьеса Кубы «Terra incognita» на тему о поисках нефти в ГДР.
Для Кубы характерно тяготение к эпической масштабности, фольклорной поэтике.
Лауреат Национальной премии, удостоен медали Э. Вайнерта.
Отдел иностранной литературы
04.06.2014 - 08:34