В универсальном читальном зале представлена выставка: «Горьким моим словом посмеются» (205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, писателя, драматурга, критика и публициста).
Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
Н.В. ГОГОЛЬ
Гоголь Николай Васильевич [20.3(1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл., — 21.2(4.3).1852, Москва], русский писатель. Родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Отец Н.В. Гоголя написал несколько комедий на украинском языке. Образование Гоголь получил в Нежинской гимназии высших наук (1821—1828), где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актёрский талант. Характерным для общественных настроений Николая Гоголя в этот период было его поведение в «деле о вольнодумстве», когда он выступил на стороне профессора Н. Г. Белоусова, подвергшегося гонению за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Гоголь мечтал о высоком гражданском поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 г. в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Гоголь меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия.
В 1829 г. Гоголь опубликовал под псевдонимом В. Алов идиллию «Ганц Кюхельгартен», которая успеха не имела. В 1831 состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Гоголя как писателя. Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—32). В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Г. Белинский назвал Гоголя «...главою литературы, главою поэтов» (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 306). Вершиной творчества Гоголя-драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836 г. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакционных кругов. Это и неудовлетворённость петербургской постановкой «Ревизора», низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 г. Гоголя уехал за границу и пробыл там до 1848 г. (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Гоголь работал над главным своим созданием – романом-поэмой «Мёртвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Гоголь издал только 1-й том (1842), который вызвал ещё более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор». В массе различных толкований поэмы наиболее верной оказалась трактовка Белинского, определившего пафос книги как «... противоречие общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом...» (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 431). Вскоре вышли «Сочинения» Гоголя в 4 томах, где появилась повесть «Шинель»; вместе с «Мёртвыми душами» она стала своеобразным манифестом критического направления в русской литературе.
Гоголь был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве; в 1931 прах перенесён на Новодевичье кладбище.
Мемориальная доска, установленная на via Sistina в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Д. Боборыкина
Дом А.И. Талызина на Никитском бульваре, где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался.
Церковь Симеона Столпника на Поварской, которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни
Москва, могила Н.В. Гоголя на Новодевичьем кладбище.
«Для нас он был больше, чем просто писатель; он раскрыл нам нас самих».
И.С.Тургенев
Представленная на выставке литература:
Боголепов П.К., Верховская Н.П. Тропа к Гоголю. Книга-справочник о жизни и творчестве Н.В. Гоголя / Под общ. ред. С. И. Машинского. – М.: Дет. лит., 1976. – 175 с.
В последовательном порядке книга излагает наиболее значительные даты жизни и творчества, знакомит с ближайшим окружением писателя, рассказывает о тех местах, где бывал и останавливался Гоголь, где создавал свои произведения. Один из разделов книги содержит объяснение непонятных или устаревших слов и выражений, встречающихся в произведениях Гоголя. Иллюстрировано издание документальными фотографиями и репродукциями с различных картин и портретов.
Гоголь Н. В. Повести. Мертвые души: Поэма / Н.В. Гоголь.- М.: Изд-во Эксмо, 2002.- 544 с.
« В «Мертвых душах» автор сделал такой великий шаг, что все, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ними», – так писал Белинский о бессмертном творении Гоголя. «Подаренный» Пушкиным сюжет давал основу для авантюрно-плутовского романа, но традиционный жанр не смог вместить в себя все богатство гоголевского замысла. «Вся Русь явится в нем», – говорил Гоголь о своем будущем романе, позднее названном им поэмой.
Гоголь Н. В. Тарас Бульба: Повесть / Н. В. Гоголь. – М.: Дет. лит., 2005. – 188 с.: ил.
Известная повесть Н.В. Гоголя из цикла «Миргород», при создании которой автор широко использовал различные исторические источники: мемуары, летописи, исследования, фольклорные материалы. Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь создавал не просто как героическое произведение из малороссийской истории, а как притчу о всей известной ему России.
Гоголь Н. В. Старосветские помещики: Повести / Н.В. Гоголь. – М.: Дет. лит., 2005. – 172 с.: ил.
В книгу вошли повести из цикла «Миргород»: «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Для среднего школьного возраста.
Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки./ Н. В. Гоголь. – М.: Худож. лит., 1984.– 463 с., ил.
В книгу вошли сборники повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) и «Миргород» (1835).
Гоголь Н. В. … К нам едет ревизор / Н.В. Гоголь.– М.: Мол. гвардия, 1984. – 447 с., ил.
В книгу входят «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Коляска», драматический отрывок, комедия «Ревизор», а также критическая статья и письма Н.В.Гоголя – все, что написано либо увидело свет в январе - мае 1836 года. Пять месяцев жизни, творчества великого писателя, пять ярких месяцев литературной и общественной жизни России середины 30-х годов XIX века – предмет внимания автора сопроводительного текста.
Гоголь Н.В. Женитьба / Н.В. Гоголь.– Ленинград: «Искусство», 1981. – 150 с., ил.
Гоголь Н.В. Избранное / Н.В. Гоголь. – М.: Дет.лит., 2001.– 523 с.: ил
В том входят избранные произведения Н.В.Гоголя: «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» , «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души» и духовная проза великого русского писателя.
Гоголевский вечер в школе / рис. И Лукашевич. – М.: Дет. лит., 1975.– 158 с.: ил.
В книге помещены инсценировки повестей Н. В. Гоголя и отдельные сцены из инсценировки поэмы «Мертвые души»; к каждой из них даны режиссерские указания.
Манн Ю. В. В поисках живой души: « Мертвые души». Писатель – критика – читатель / Ю.В. Манн. – М.: Книга, 1984. – 351 с.
Необычна судьба «Мертвых душ». Письма, воспоминания освещают с новой, порой неожиданной стороны и рождение замысла, принятого словно эстафета, от Пушкина, и трагедию второго тома. Уникален в русской литературе и ход создания поэмы, отношения Гоголя с читателем. Перед ними раскрывается диалог Гоголя с читающей публикой - чтение новых глав, жажда критики, поправок, свежих материалов изо всех уголков России. С большой силой воссозданы мучительные творческие поиски Гоголя, ожидания, споры вокруг «Мертвых душ».
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя / С.И. Машинский. – М.: «Просвещение», 1971.– 512 с.
Эта книга написана известным советским литературоведом профессором С.И. Машинским, автором многих работ, посвящённых творчеству Гоголя и ряда других русских писателей 19 века, а также различным проблемам современного литературоведения.
Храпченко М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя / М. Б. Храпченко. – М.: Современник, 1984. – 653 с.
Книга академика М.Б. Храпченко, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, содержит в себе характеристику идейной и творческой эволюции Н.В.Гоголя, анализ его художественных произведений, их метода и стиля. В ней раскрывается влияние писателя на развитие русской литературы его место и роль в истории мировой литературы, значение его творчества для духовной жизни современного общества.
Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя