«Жизненный мир Эдмунда Гуссерля»

   В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 12 мая прошла встреча участников клуба «Время и бытие».

   Магистрант Дагестанского государственного университета философ Джамирза Магомедов выступил с докладом «Жизненный мир Эдмунда Гуссерля.

   Эдмунд Гуссерль (1859–1938) – немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма.

 Гуссерль, Эдмунд

   Э. Гуссерль рассматривал проблематику жизненного мира в рамках философской дисциплины, которую он называл феноменологической психологией и предмет которой определял как «человеческую самость» во всей совокупности действительной и возможной жизни сознания, в том числе конкретной жизни вообще. В конкретности жизни Гуссерль предполагал искать не только решение актуальных теоретических проблем философии, но и разрешение обнаруженного им (и не только им: осознание ненадёжности существования было лейтмотивом европейской мысли первых трёх десятилетий XX века) кризиса науки и жизни.

   Как подойти к этой конкретности, как схватить её в её неуловимой жизненности? Согласно Гуссерлю, наука не даёт возможности проникнуть в жизненный мир, наоборот, она подменяет живой человеческий мир миром объективированных абстракций. Следовательно, утверждает Гуссерль, необходимо произвести своего рода редукцию по отношению к науке, к значениям элементов мира, полученным от науки, по отношению к научной картине мира вообще. Осуществив подобную редукцию, мы повторим путь науки, но пройдём его в обратном направлении, то есть вернёмся к исходному пункту – к донаучным значениям мира. Таким образом, восстанавливается чуждый науке мир повседневной жизни, или, в терминологии Гуссерля, жизненный мир. Изучение жизненного мира, представляющего собой совокупность первичных, фундирующих (термин Гуссерля) интенций, должно раскрыть процесс возникновения из него различных систем знания, в том числе объективных наук, объяснить отношение последних к жизненному миру и тем самым наделить их столь недостающим человеческим содержанием.

   Для жизненного мира, по Гуссерлю, характерны непосредственная очевидность, интуитивная достоверность его феноменов, понимаемых и принимаемых индивидом как таковые, то есть субъективная достоверность, причём субъективность жизненного мира – это «анонимная» субъективность. Её содержание определяется не активностью субъекта, а наличествующими в сфере субъективности феноменами мира, как субъективными, так и интерсубъективными. Ещё одно чрезвычайно важное свойство жизненного мира: он представляет собой целое, поскольку именно в целом он выступает как нечто самоочевидное, самодостоверное. Это целое не имеет чёткой архитектоники, его структура неопределенна, не эксплицирована.

   По отношению к активности субъекта жизненный мир представляет собой «горизонт» всех его целей, проектов, интересов независимо от их временных, пространственных, ценностных и прочих масштабов. Но любая организующая, рефлектирующая деятельность (включая научную) ведёт, считает Гуссерль, к сосредоточению на том или ином аспекте жизненного мира, к возникновению «закрытых» миров (примером может служить мир специалиста), опосредованных особой целью и недоступных прямому постижению. Однако это не означает, что жизненный мир не имеет отношения к организованной практической деятельности. Жизненный мир представляет собой целостную структуру человеческой практики, и любая организованная деятельность по исследованию определённой части жизненного мира, изымая её тем самым из совокупности очевидно понимаемого, продолжает существовать (и не может не существовать) в жизненном мире, опираясь на смутное, непрояснённое, нерефлектированное знание его.

   Но, полагает Гуссерль, до сих пор жизненный мир как таковой не был предметом исследования, поскольку учёные, как, впрочем, все, кто руководствуется в своей жизни целью, проектом, интересом, кто организует свою деятельность, «слепы ко всему, кроме целей и горизонтов своего дела». И чем более обусловливает жизненный мир то, чем они живут, чему принадлежит вся их «теоретическая деятельность», чем более становится он средством их деятельности, «лежащим в основе» как теоретического обсуждения, так и обсуждаемого предмета.

   Ученик Гуссерля Шюц при изучении жизненного мира ставил те же цели, что и Гуссерль, хотя его интересы сосредоточивались прежде всего в области социальных наук. «Предметом всех эмпирических наук, – писал Шюц, излагая соответствующие положения теории Гуссерля, – является мир как пред-данное, но они, эти науки, как и их инструментарий, сами являются элементами этого мира. Значит, науке, если она действительно желает быть «строгой», необходима не столько формальная строгость, то есть логическая формализация и так называемые объективные научные методы, сколько выяснение её генезиса и обусловленности миром преданного, из которого оно рождается и в котором живёт. Этот мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии, – мир человеческой непосредственности, феноменальный (в гуссерлевском смысле) мир чувствования, стремления, фантазирования, желания, сомнения, утверждения, воспоминания о прошлом и предвосхищения будущего.

Всех желающих ждём на заседаниях клуба «Время и бытие». Следите за объявлениями на сайте Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.

Ольга Алиева,

главный библиотекарь отдела культурных программ

Яндекс.Метрика