В отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка, посвящённая 585-летию со дня рождения французского поэта Франсуа Вийона.
(1431–1463)
Глухой меня услышит и поймёт.
Я знаю, что полыни горше мёд.
Но как понять, где правда, где причуда?
А сколько истин? Потерял им счёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее – час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из Рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придаёт.
Родился Вийон недалеко от Парижа в апреле 1431 года. О его жизни известно крайне мало, больше домыслов и легенд. В восемь лет остался сиротой. Фамилию Вийон он получил от усыновившего и воспитавшего его родственника, парижского священника, капеллана церкви Святого Бенедикта Гийома Вийона, которого сам поэт называл своим «больше чем отец». В 12 лет поступил на факультет искусств (подготовительный факультет) Парижского университета, который закончил в 1449 году со степенью бакалавра, а через три года получил степени лиценциата и магистра искусств, дававшие право преподавать или служить клерком. К середине 1450-х он уже достиг известности в качестве поэта. За последующие пять лет скитаний исходил многие области страны от Ла-Манша (Бретань) до Средиземного моря.
Недолгое время он находился при дворе Карла Орлеанского в Блуа. Для альбома баллад на тему «От жажды умираю над ручьём», заданную Карлом Орлеанским поэтам его окружения и многократно разработанную самим герцогом, Вийон написал знаменитые стихи, известные под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа».
По условиям конкурса, поэты должны были написать шуточное стихотворение, но стихотворение Вийона оказалось не шуточным, а полным философского трагизма.
В июне 1455 г. поэт смертельно ранил в уличной стычке молодого священника и был вынужден бежать из Парижа. В январе 1456 г. ему было даровано помилование, и он вернулся в Париж. В конце того же года, ближе к Рождеству, поэт решил уехать из Парижа (возможно, в Анжер) и написал маленькую шутливую поэму из 320 строк – «Лэ» (Les Lais), иначе – «Малое завещание», где отписывал своё более чем сомнительное «имущество» различным горожанам.
Коль скоро суждено навек
Уйти мне в дальние края,
А я всего лишь человек,
Не из железа плоть моя
И бесконечно жизнь ничья
Не может длиться на земле,
Кому и что оставлю я –
Изложено мной в этом лэ.
Отточенность стиха, иносказательность и мрачный юмор делают его уникальным явлением в средневековой литературе.
От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю всё, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовёт.
В конце того же года Вийон вернулся в Париж и в предчувствии близкой смерти создал свои лучшие произведения: «Epitaphe» («Эпитафия»), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» («Завещание»), впоследствии названное «Le grand testament» («Большое завещание»).
Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, не дошедшая до нас студенческая поэма «Le Romant de Pêt-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), семь баллад на воровском жаргоне (dubia), до сих пор не вполне расшифрованных (их не понимали уже в начале XVI века).
Вийон умер не позднее 1491 года, когда вышло первое издание его произведений.
Отдел иностранной литературы