Выставка к 585-летию со дня рождения Франсуа Вийона

   В отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка, посвящённая 585-летию со дня рождения французского поэта Франсуа Вийона.

(1431–1463)

 

Глухой меня услышит и поймёт.

Я знаю, что полыни горше мёд.

Но как понять, где правда, где причуда?

А сколько истин? Потерял им счёт.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не знаю, что длиннее – час иль год,

Ручей иль море переходят вброд?

Из Рая я уйду, в аду побуду.

Отчаянье мне веру придаёт.

   Родился Вийон недалеко от Парижа в апреле 1431 года. О его жизни известно крайне мало, больше домыслов и легенд. В восемь лет остался сиротой. Фамилию Вийон он получил от усыновившего и воспитавшего его родственника, парижского священника, капеллана церкви Святого Бенедикта Гийома Вийона, которого сам поэт называл своим «больше чем отец». В 12 лет поступил на факультет искусств (подготовительный факультет) Парижского университета, который закончил в 1449 году со степенью бакалавра, а через три года получил степени лиценциата и магистра искусств, дававшие право преподавать или служить клерком. К середине 1450-х он уже достиг известности в качестве поэта. За последующие пять лет скитаний исходил многие области страны от Ла-Манша (Бретань) до Средиземного моря.

   Недолгое время он находился при дворе Карла Орлеанского в Блуа. Для альбома баллад на тему «От жажды умираю над ручьём», заданную Карлом Орлеанским поэтам его окружения и многократно разработанную самим герцогом, Вийон написал знаменитые стихи, известные под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа».

   По условиям конкурса, поэты должны были написать шуточное стихотворение, но стихотворение Вийона оказалось не шуточным, а полным философского трагизма.

   В июне 1455 г. поэт смертельно ранил в уличной стычке молодого священника и был вынужден бежать из Парижа. В январе 1456 г. ему было даровано помилование, и он вернулся в Париж. В конце того же года, ближе к Рождеству, поэт решил уехать из Парижа (возможно, в Анжер) и написал маленькую шутливую поэму из 320 строк – «Лэ» (Les Lais), иначе – «Малое завещание», где отписывал своё более чем сомнительное «имущество» различным горожанам.

Коль скоро суждено навек
Уйти мне в дальние края,
А я всего лишь человек,
Не из железа плоть моя
И бесконечно жизнь ничья
Не может длиться на земле,
Кому и что оставлю я –
Изложено мной в этом лэ. 

   Отточенность стиха, иносказательность и мрачный юмор делают его уникальным явлением в средневековой литературе.

От жажды умираю над ручьём.

Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.

Куда бы ни пошёл, везде мой дом,

Чужбина мне – страна моя родная.

Я знаю всё, я ничего не знаю.

Мне из людей всего понятней тот,

Кто лебедицу вороном зовёт.

   В конце того же года Вийон вернулся в Париж и в предчувствии близкой смерти создал свои лучшие произведения: «Epitaphe» («Эпитафия»), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» («Завещание»), впоследствии названное «Le grand testament» («Большое завещание»).

   Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, не дошедшая до нас студенческая поэма «Le Romant de Pêt-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), семь баллад на воровском жаргоне (dubia), до сих пор не вполне расшифрованных (их не понимали уже в начале XVI века).

   Вийон умер не позднее 1491 года, когда вышло первое издание его произведений.

Отдел иностранной литературы

 

Яндекс.Метрика