«Воля к власти как познание»

20 октября прошла очередная встреча дискуссионного философского клуба "Время и бытие". С докладом выступил организатор клуба, магистр философии Джамирза Магомедов. Участники клуба обсуждали философию Ницше, точнее его понимание воли к мощи как познания. 

Как немецкий философ понимает познание. Познание, считает мыслитель, должно служить основным свойствам жизни, росту и развитию, познание имеет ценность только если оно соответствует этим требованиям жизни, то есть не существует познания самого по себе, ценность познания не есть что-то независимое и ценное само по себе, но цена познания как ценности продиктована самой жизнью. Ницше осмысливает и подвергает критике такие понятия как разум, логика, категории, сознание и т.д., эта критика касается понимания этих понятий идеалистически, как, безусловно, априорно, трансцендентально существующих сущностей, что полагает их незыблемость и объективность.

Но что представляют эти понятия для немецкого мыслителя, они лишь условия существования жизни, условия формирования и воспитания определенного человеческого типа, как это понимать? Некая порода, утверждает Ницше, заинтересована в том, что бы воспроизводить себя и ради этого она утверждает некие ценности, эти ценности призваны сохранить данный человеческий тип, но сохранение данного типа ценно до тех пор, пока он соответствует основным принципам жизни, т.е. воли к мощи, росту и развитию, количественному и качественному прогрессу, вот почему немецкий мыслитель провозглашает переоценку прежних ценностей, так как ценности формируют некие формы человеческой жизни, для изменения человека необходимо менять основания его мысли и деятельности, онтологию, философ предлагает заменить христианскую ослабляющую мораль идеей воли к мощи.

Безусловно, в позиции Ницше ценно то, что он критикует социальную систему, которая отчуждает человека от его высших способностей, таких как творческое мышление, здоровье тела и т.д., Ницше подвергает критике фетишизм таких понятий как душа, разум, категории, сознание и т.д., показывает, что они результат деятельности некой породы людей, явление временное, что ценность этих понятий заключается в их полезности, фетишизм данных понятий формирует отчужденного человека, человека переносящего свою онтологическую, социальную, политическую ответственность на эти самые фетиши-понятия. Эти понятия ценны, говорит немецкий мыслитель, постольку, поскольку человек наделил их ценностью. В идее сверхчеловека Ницше предлагает нам вернуть себе фундаментальное качество человеческой воли к мощи, вернуть себе способность к росту и развитию в ее человеческом проявлении, способность к овеществлению своих качеств и тем самым через опредмечивание своих способностей формирование себя, ведь лишь человек посредством творческой деятельности способен формировать и создавать себя, выражаясь метафорически я творю творение и мое творение творит меня!

 

Всех заинтересовавшихся клубом "Время и бытие" приглашаем на встречи в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам

 

Главный библиотекарь

отдела культурных программ Алиева О.А.

 

Яндекс.Метрика