1 июля 2017 года в универсальном читальном зале Национальной библиотеки им. Расула Гамзатова состоялась праздничная (22-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж». Книжному клубу исполнилось два года, и для этой встречи были выбраны следующие книги:
– основная – «Избранник», Томас Манн;
– бонусная – «Буря», Уильям Шекспир.
Уроженец славного Любека, подарившего миру аж двух нобелевских лауреатов по литературе (второй – Гюнтер Грасс), Пауль Томас Манн (1875–1955) уже во второй раз обсуждается в рамках книжного клуба «Волшебный витраж». На этот раз выбор пал на одно из последних творений немецкого классика.
Роман «Избранник» был впервые издан в 1951 году. При написании Манн вдохновлялся известной легендой о Великом грешнике и её различными интерпретациями, мифом об Эдипе и средневековой литературой, под которую «Избранник» и стилизован.
История, рассказываемая читателям монахом Клементом, повествует о грехопадении королевской семьи, правящей вымышленным государством Фландрия – Артуа (хотя названия эти и не вымышленные), и о вознесении к Богу через грех одного из членов этого несчастного рода. Идея, как видится, далеко не новая и обыгрывалась довольно немалым числом авторов и до Томаса Манна. Однако Манн и не пытается выдать главную идею, лежащую на поверхности, за что-то новое. «Избранник» – в первую очередь искусная стилизация и даже пародия на подобного рода литературу, и насмешливость автора по ходу повествования ощущается довольно сильно. Это литературная игра, полная иронии, различных отсылок и при этом дающая возможность наблюдать за автором в процессе создания им книги.
В целом участники клуба оценили произведение положительно. Однако все согласились, что «Избранник» далеко не лучшее произведение немецкого классика.
Автор бонусной книги не нуждается в особом представлении. Уильям Шекспир – возможно, самый известный автор в мире, и уж точно один из самых таинственных. Споры о том, принадлежат ли пьесы Шекспира самому Шекспиру или их автор лишь прятался под этим именем, ведутся уже пару столетий. На сегодняшний день в так называемом «шекспировском вопросе» существует несколько десятков претендентов на авторство. Некоторые совсем экзотичные, как, например, Джордано Бруно, Мигель де Сервантес или даже Мария Стюарт.
Как бы то ни было, Шекспир – одна из самых крупных фигур в мировой культуре, не теряющая своей значимости и актуальности и в наше время. Довольно трудно вспомнить авторов, которые обходились без отсылок к творчеству великого британца.
«Буря» – последняя пьеса великого драматурга. Созданная по заказу на свадьбу принцессы Елизаветы трагикомедия стала своеобразной лебединой песней Шекспира.
За основу Шекспир взял реально произошедший случай, когда один из британских подданных попал в кораблекрушение у берегов пустынного острова, а также несколько произведений других авторов. В центре сюжета – некогда преданный родным братом герцог Миланский Просперо, которому предоставляется случай восстановить справедливость: у берегов острова, на котором он скрывался со своей дочерью Мирандой, терпит крушение корабль, на борту которого находятся люди, когда-то свергнувшие Просперо.
Мнения участников клуба разделились. Кому-то «Буря» понравилась своей музыкальностью, образом Просперо, в котором заключён сам Шекспир, большим количеством идей, заложенных в такое небольшое произведение. Другим же пьеса показалась проходной и далеко не одной из лучших историй английского классика.
Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 26 августа в 14.30, выбраны следующие книги:
– основная: Вирджиния Вулф, «Миссис Дэллоуэй»;
– бонусная: Курт Воннегут, «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».
Ждём всех любителей чтения, желающих обсудить прочитанное в приятной компании!