Волшебный витраж

   В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 10 декабря состоялась очередная (15-я) встреча Книжного клуба «Волшебный витраж».

   В качестве основной книги обсуждался один из наиболее знаменитых романов итальянского писателя Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник...», впервые опубликованный в 1979 году.

   Итало Кальвино родился в Сантьяго-де-Лас-Вегас, пригороде Гаваны, что на солнечной Кубе, в семье итальянца-анархиста. Вскоре после рождения мальчика семья вернулась в Италию, где Итало и прожил всю жизнь. В Сан-Ремо проходят его школьные годы, а учёбу на аграрном факультете, пришедшуюся на годы 2-й мировой, Кальвино прерывает, подавшись в партизаны. После войны новоиспечённый коммунист снова учится, но уже на филологическом факультете. Отучившись на филолога, познакомившись с Роланом Бартом и написав несколько романов, Итало в 1972 году вливается в число авторов, создававших «литературу о литературе», и пишет «Если однажды зимней ночью путник…».

   Чёрное дело, начатое давным-давно Лоренсом Стерном, цвётет и пахнет и в XX веке, когда почти фаустовская неугомонность серьёзных авторов достигает апогея, и они один за другим принимаются кромсать литературу (то же самое касается художников, композиторов и т. д.). Вслед за своими довольно многочисленными предшественниками Кальвино впускает читателя в свою мастерскую, приоткрывая швы обычно гладкого полотна литературного произведения. Однако читателю предстоит не раз споткнуться и заплутать в этой алхимической лаборатории среди хитро расставленных полок, набитых склянками и пробирками. Едва ему покажется, что он выбрал нужное направление и добрёл до выхода, как перед ним вырастает тупик и боковая дверь в новое помещение. Кальвино поместил в книге десять стилистически и сюжетно разных романов, связав их довольно тонкой нитью общей сюжетной канвы, и заставляет бродить по лабиринтам гипертекста, перескакивая от одной истории к другой. Причём завершает он все свои «романы» довольно неожиданно, позволяя только принюхаться к их аромату и выдёргивая тарелку из-под носа читателя в самые интересные моменты. Так литературная игра временами превращается в форменное издевательство. С течением времени книга всё гуще и гуще обрастает выдуманными названиями стран, городов, народов, выдуманными языками, писателями, выдуманными книгами, выдуманными людьми, которые выдумывают выдуманных людей, и всё это хаотичное наполнение булькает и перемешивается, подобно органике в первичном бульоне на заре истории нашей планеты, смешивающейся под действием лунного притяжения и рождающей нечто новое и единое.

   В отличие от своих предшественников, Кальвино сделал главной темой не создание произведения (вернее, не только создание произведения), а сложную систему взаимоотношений, характерных для литературы: читателя с книгой, писателя с книгой, читателя с писателем, писателя с писателем, всех их с редакторами и переводчиками и т. д.

   При всём этом чувствуется показательная для подобной литературы некоторая холодность и отстранённость автора. Гений (а Кальвино именно гений), достигший огромного мастерства в своём деле, постепенно превращается в прагматичного инженера, способного ломать, скручивать и склеивать своё творение как душе угодно, не вкладывая при этом в его создание особых эмоций. Он любит литературу, но немного свысока, больше заботясь о демонстрации своих умений.

   В целом участники клуба положительно оценили это произведение. Была отмечена необычность структуры повествования, его многослойность, загруженность дополнительными смыслами самих внутренних романов, чувство юмора Итало Кальвино. Все участники выразили желание продолжить знакомство с произведениями итальянского писателя.

   Переносимся из солнечной Италии в пасмурный штат Мэн, что на границе с Канадой, где 21 сентября 1947 года на свет появился Стивен Эдвин Кинг. Ещё в школьные годы Стивен отличался от своих сверстников. Он читал странные книги, писал странные рассказы, приходил на занятия в тапочках (это сильно) и был, в общем, довольно нелюдим до определённого возраста. Свои рассказы он отправлял по разным журналам и раз за разом получал от них письма с отказом. Все отказы Кинг вешал для мотивации на гвоздь, вбитый в стену специально для этих целей.

   Проучившись на филологическом факультете, Стивен быстро понял, что профессиональная филология его не интересует. Его не занимали многостраничные анализы произведений, изучение семиотики и прочие навыки, совершенно необходимые «серьёзному писателю». Куда больше он любил рассказывать истории, вываливая все свои страхи на бумагу, и это удавалось ему всё лучше и лучше. Первый успех к «Главному пугалу Америки», как сам Стивен себя в шутку величает, пришёл с романом «Кэрри», буквально спасённым из мусорного бака женой Кинга Тапитой (Кингу повезло с женой не меньше, чем в своё время Рэю Брэдбери).

   После «Кэрри» бестселлеры пошли (на зависть другим авторам) один за другим. Гениальный талант рассказчика делал своё дело, и читатели с большой охотой раскупали каждый новый роман своего нового кумира. Примерно тогда же Кинг сыграет сам с собой в злую шутку, назвав свои книги «литературным фаст-фудом». Определение, за которое с радостью ухватятся критики, будет долгое время незаслуженно преследовать по сути замечательного прозаика, психологичность и силу текстов которого стали оценивать по заслугам только в последнее время (когда уже Кинг подрастерял часть своего запала).

   В 2010 году Кинг получает Национальную литературную премию, что по большому счёту ставит его в один ряд со многими классиками американской литературы. Естественно, это вызвало негодование многих писателей и критиков, начавших строчить разгромные статьи об «упадке и деградации мировой культуры», и воодушевление поклонников его таланта, принявшихся сравнивать «Короля ужасов» с Уильямом Фолкнером, Стейнбеком и другими американскими классиками.

   Действие романа «Нужные вещи» происходит в городке Касл-Рок (придуманный Кингом и встречающийся в большом количестве его произведений), где открывается таинственный магазин под названием «Нужные вещи». Владелец магазина Лилэнд Гонт очаровывает своих покупателей и буквально угадывает их сокровенные желания, продавая свой товар почти за бесценок, но требуя взамен выполнение «маленькой просьбы». Повествование в характерной для Кинга манере раскручивается постепенно. С каждой страницей автор добавляет очередную сюжетную нить, подлавливая читателя на крючки, а затем начинает раскручивать неторопливое до того течение книги, набирая темп и усиливая напряжение с каждой главой. И вот уже на свет один за другим извлекаются скелеты из шкафов жителей города, всё плохое, что есть в человеке, его тёмное начало. Кинг жестоко высмеивает общество потребления, по-своему обыгрывая классическую тему фаустовского соблазна. Как всегда, имеется довольно чёткая мораль, противопоставление Добра и Зла, использование для запугивания вполне обыденных вещей, но главное – завораживающая способность приклеить читателя к своей книге и не отпускать до тех пор, пока тот не дочитает.

   Встреча прошла в тёплой обстановке, участники активно делились впечатлениями, планировали дальнейшее знакомство с авторами и направлениями в литературе.

   Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 24 декабря в 14.30, выбраны следующие книги:

   – основная книга: Марсель Пруст, «В сторону Свана»;

   – бонусная книга: Герман Гессе, «Под колесом».

   Ждём всех любителей книги, желающих обсудить прочитанное в приятной компании!

Универсальный читальный зал

Яндекс.Метрика