2 декабря 2017 года в универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная (26-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж».
Для обсуждения были выбраны следующие книги:
Основная – «Я, Клавдий» Роберта Грейвса.
Бонусная – «Номер тринадцать» Монтегю Родс Джеймса.
Британский поэт, романист и литературный критик Роберт Грейвс родился 24 июля 1895 года в пригороде Лондона – Уимблдоне. Мать Роберта была внучатой племянницей немецкого историка Леопольда фон Ранке, а отец – Альфред Персеваль Грейвс – известным ирландским поэтом.
Сразу по окончании школы, в 1914 году, с началом Первой мировой войны, Грейвс уходит добровольцем на фронт в составе Королевского полка Уэльских стрелков. Там он сдружился с однополчанином Зигфридом Лорейном Сассуном, также ставшим известным поэтом и писателем. Демобилизовавшись в чине капитана после тяжёлого ранения в битве при Сомме, Грейвс поступил в Оксфордский университет.
Публиковаться Роберт начал ещё во время учёбы. Его дебютом стал сборник стихов «Над жаровней», вышедший в свет в 1916 году. В этих ранних стихах нашли отражение личные военные впечатления.
В 1926 году, окончив Оксфорд со степенью бакалавра литературы, Грейвс был приглашён Каирским университетом в качестве лектора.
В 1918 году Грейвс женится на феминистке Нэнси Николсон. Через три года этот брак распадается, несмотря на то, что к тому времени у Роберта и Нэнси было уже четверо детей. Второй раз Грейвс женился на Лоре Райдинг – писательнице, которую он впоследствии называл своей настоящей «Белой Богиней». Десять лет спустя, после разрушения и этого союза, Грейвс женится в третий и последний раз в своей жизни – на Берил Ходж.
В 1929 году Грейвс переселился на Мальорку, где провёл практически всю оставшуюся жизнь. Он покинул остров после начала Гражданской войны в Испании, перебравшись на некоторое время в США, Великобританию и Францию.
Стихотворения, которые писал Грейвс практически до конца жизни, прошли сложный творческий путь – от юношеского романтизма и увлечения модернистской поэзией, через так называемую «окопную поэзию», образы которой были навеяны страшными событиями мировой войны, к философски насыщенной поэзии последних лет.
В 1934 году он получил премию Эдинбургского университета, за которой последовала Готорнденская премия 1935 года. Этими премиями были отмечены исторический роман «Я, Клавдий» и его продолжение «Божественный Клавдий», написанные от имени древнеримского императора Клавдия.
Грейвс также осуществлял переводы классических античных авторов – Теренция, Апулея, Светония, Лукана и Гомера. В соавторстве с суфийским автором Омаром Али-Шахом выпустил в 1967 году перевод «Рубайята» Омара Хайяма, получивший неоднозначные оценки.
Грейвс занимался изучением древнегреческой мифологии, а также доахейских мифологических пластов и мифологических мотивов Библии. Итогом стали книги историко-мифологического характера: «Золотое руно» (1944), «Мифы древней Греции» (1955), «Дочь Гомера» (1955), «Иудейские мифы. Книга Бытия» (1965).
С начала 1970-х у Грейвса стали усиливаться симптомы потери памяти. В 1975 г. он прекратил свои писательские труды. 7 декабря 1985 года Роберт Грейвс скончался после продолжительной болезни. Похоронен на кладбище деревни Дейя.
«Я, Клавдий» – историко-биографический роман, написанный от лица императора Клавдия. По сути, это жизнеописание Цезарей Октавиана Августа, Тиберия и Гая Калигулы глазами будущего императора, пронизанное интригами, заговорами, переворотами, развитием упадка Римского республиканского строя и всё более укореняющихся деспотии, тирании, попрания прав и свобод граждан Римской империи. Книга заканчивается убийством императора Калигулы и провозглашением Клавдия императором.
Участники клуба положительно оценили исторический роман Роберта Грейвса. Среди достоинств упоминались простой язык повествования, увлекательность, с которой автору удалось передать эпизод из истории Древнего Рима. Среди минусов названо использование автором современных терминов, что сделано Грейвсом намеренно для облегчения чтения тем читателям, которые не очень хорошо знакомы с историей.
Автор бонусного рассказа Монтегю Роудс Джеймс родился 1 августа 1862 года в Гуднестоуне (Кент, Англия) в семье англиканского священника Герберта Джеймса и Мэри-Эмили, дочери морского офицера. Детство провёл в Саффолке, откуда родом были его родители. Действие многих его рассказов («Свистни, и я явлюсь тебе, мой мальчик», «Предостережение любопытствующему», «Крысы», «Виньетка») происходит в сельской местности Саффолка или в стенах Кембриджа, где он также жил в течение многих лет.
Джеймс полюбил литературу с раннего возраста; времяпрепровождение в библиотеке он предпочитал общению со сверстниками. Столь же замкнутый, «книжный» образ жизни он вёл в Итоне и кембриджском Королевском колледже, где получил должность ассистента в отделе классической археологии. Уже вскоре после защиты диссертации на тему «Апокалипсис Св. Петра» он стал деканом университета.
Мистические рассказы Джеймса выходили в четырёх сборниках. Высочайшую оценку творчеству Джеймса дал Г. Ф. Лавкрафт, назвавший того обладателем «...почти дьявольского дара приближаться к ужасу мягкими шажками из самой гущи прозаической ежедневной жизни».
Стиль повествования, характерный для М. Р. Джеймса, получил название «джеймсианского». Рассказчик – как правило, ничем не примечательный, слегка наивный джентльмен научного склада ума, – обнаруживает рукопись или древний артефакт, который приводит его в соприкосновение с миром мёртвых. При этом потусторонние силы настроены далеко не миролюбиво. «Важно, чтобы призрак был преисполнен самых недобрых намерений, – писал М. Р. Джеймс. – Добрым духам место в народных сказках и легендах, но никак не в моих рассказах».
По давней английской традиции большинство своих рассказов Джеймс готовил к Рождеству и читал их у камина, собирая друзей и близких. В середине 1990-х годов «Би-би-си» провела художественную инсценировку таких чтений: актёр Кристофер Ли в роли автора провёл серию чтений в стенах Кембриджа – так же, как это делал Джеймс за 90 лет до этого.
«Номер 13» – классическое произведение о номере в гостинице, в котором обитают сверхъестественные силы. Однако Монтегю Родс Джеймс пишет скорее полуюмористический рассказ, чем пытается как-то напугать читателей. Злоключения обитателей соседних с 13-м номеров отнюдь не ужасны, а даже забавны.
Участники клуба оценили рассказ нейтрально. Среди плюсов были названы юмор и лёгкая манера повествования. Среди минусов – отсутствие напряжения, характерного для мистических рассказов.
Для обсуждения на следующую (новогоднюю) встречу, которая состоится 23 декабря в 13.30, выбраны следующие книги:
Основная: Мо Янь, «Страна вина».
Бонусная: Терри Пратчетт, «Санта-Хрякус».
Ждём всех любителей чтения, желающих обсудить прочитанное в приятной компании!
Универсальный читальный зал