В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД имени Расула Гамзатова 28 мая 2016 года состоялась очередная (10-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж». В приятной дружественной атмосфере за чашечкой чая собрались члены клуба и просто любители книги.
Основным произведением встречи стала повесть «Игра» авторства одного из самых популярных американских писателей – Джека Лондона.
Джек Лондон, родившийся 12 января 1876 года в Сан-Франциско, прожил недолгую, но очень насыщенную событиями жизнь, успел сменить огромное количество профессий, каждая из которых, так или иначе, отразилась на его творчестве. Так, благодаря работе Лондона обозревателем боксёрских поединков появилась на свет повесть «Игра», работа над которой стала для автора своеобразной отдушиной в тяжёлые для него времена. Автор начинает повествование с описания отношений молодой пары – боксёра Джо Флеминга и его невесты Дженевьевы Причард. Джо по просьбе своей невесты должен оставить бокс, оставить Игру. Но перед этим он проведёт свой последний поединок с опасным соперником. И слово «игра» недаром так выделяется автором по ходу всего повествования. Под Игрой Лондон понимает не столько бокс, сколько феномен игры сам по себе, феномен древний, общий для всех животных (вероятно, даёт о себе знать увлечение Лондона идеями Спенсера и Дарвина), видоизменённый и усложнённый людьми, но от этого не изменивший свою суть. Плюс ко всему автор через мысли персонажа Дженевьевы будто наделяет Игру человеческими качествами (а если ещё точнее, женскими) и превращает в опасную ревнивую соперницу, которая не прощает измены. Соперник Джо на ринге – Джон Понта – становится орудием мести в руках Игры. Интересно то, как писатель противопоставил (опять-таки через мысли героини Дженевьевы) внешне кроткого, одухотворённого Флеминга и буйного, похожего на зверя Понту (ну просто поединок сознания и бессознательного, духовного и животного начал в человеке).
Бонусной книгой стал роман классика американской и мировой литературы Натаниэля Готорна «Алая буква». Натаниэль Готорн (1804–1864) – уроженец печально известного города Салем, штат Массачусетс.
Начинается роман с замечательного описания жизни Салемской таможни времён работы там самого Готорна – описания, полного юмора и печально-доброй критики современного автору общества (чего только стоят колоритные описания старых работников таможни, чей смысл жизни состоит в ожидании обеда и красочных рассказах о съеденных блюдах). И тут же на контрасте Готорн выдаёт читателям полную страстей историю мрачных пуритан (такое противопоставление неслучайно. Пуритане, несомненно, получающие свою долю критики от автора, выглядят на фоне сонных обитателей таможни куда более живыми людьми, которые любят, страдают, изменяют, мстят, сходят с ума). С первых же строк первой главы автор начиняет текст огромным количеством символов (розовый куст у ворот мрачной тюрьмы, первое появление Гестер, намекающее на Мадонну с младенцем), не уменьшая их плотности на единицу текста до самого конца романа. Повествование течёт плавно, неторопливо, будто описывая спираль вокруг основной сюжетной оси; спираль, которая с каждой страницей сжимается, усиливая напряжение, не спадающее почти до самого финала. В центре сюжета грех прелюбодеяния, совершённый Гестер Прин, отказывающейся назвать соучастника (а им оказывается местный священник) и вынужденной в качестве наказания носить на груди алую букву «А». Как раз в тот момент, когда Гестер стоит на эшафоте с младенцем в руках и выслушивает свой приговор, в толпе на площади появляется её муж (которого она считала погибшим). В тот же миг он решает, что смыслом его жизни отныне будет месть человеку, отнявшему у него любимую жену. Происходящее в дальнейшем напоминает сочетание готического романа (священник, поддавшийся греховной страсти, дьявол, воплощённый в образе одержимого идеей мести Роджера, и общая мистическая атмосфера) и творчества Ф.М. Достоевского («преступление» совершено ещё до начала повествования и дело медленно, но верно движется к «наказанию». А страдания Артура Димсдейла, переходящие из душевных в физические, и его конечное раскаяние напоминают путь к Богу родного нашего Роди Раскольникова). Вообще, «Алая буква» из тех романов, о которых в одном из предыдущих отчётов говорилось, что они «больше внутри». Тут и критика пуританства и общества в целом, и несогласие Готорна с идеями индивидуализма Эмерсона (что прекрасно иллюстрируют трудности отверженности Гестер, её оторванности от общества), и религиозная тема раскаяния, и ещё огромное количество различных тем, скрытых Готорном в разбросанных по всей книге символам. Роман однозначно заслуживает своего места среди лучших образцов мировой классики.
Обсуждение романа проходило очень активно (пожалуй, так же активно, как обсуждение романа Гюго). Большинство участников оценило книгу положительно. Среди недостатков были названы затянутость и некоторая вязкость текста, образ эльфоподобной девочки Перл. Среди плюсов отмечена психологичность, прописанность персонажей (Борхес утверждает, что Готорн персонажей прописывать не умел. Но мы все дружно посмеем с ним не согласиться), смерть священника, насыщенность повествования символами (по мнению автора отчёта, перенасыщенность. Но не настолько, чтобы считать это недостатком).
Победитель викторины получил в качестве приза книгу Джека Лондона «Сердца трёх».
Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 2 июля в 13.00, выбраны следующие книги:
Основная: Кен Кизи, «Над кукушкиным гнездом».
Бонусные: Эдуард Лимонов, «Это я, Эдичка»;
Диана Уинн Джонс, «Волшебный витраж».
Ждём всех любителей чтения, желающих обсудить прочитанное в приятной компании!
Универсальный читальный зал