Отдел литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова приглашает на выставку «Волшебник пространства и света», посвящённую 410-летию со дня рождения выдающегося голландского живописца Харменса ван Рейна Рембрандта.
«Я всю жизнь во всём искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм.
Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздаёт
он в своём искусстве природу. Жизнь – это всё для меня...»
Рембрандт
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене.
После кратковременного обучения в Лейденском университете Рембрандт решил посвятить себя искусству. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (например, картина «Принесение во храм»).
«Принесение во храм»
К 1631 году Рембрандт ван Рейн уже полностью переехал жить в Амстердам. Жизнь в этом городе была полна заказов весомых клиентов, которые увидели в нём великого молодого художника. В это время его друг уехал учиться в Англию, где тоже старался добиться успеха под покровительством нового педагога.
Тем временем художник начинает увлекаться изображением лиц. Его интересует мимика каждого человека, он пытается экспериментировать с нарисованными головами людей. Рембрандт ван Рейн умел точно передать всё то, о чём говорили глаза человека, с которого он писал шедевр. Именно портреты в то время принесли художнику коммерческий успех.
«Ночной дозор»
Кроме этого, увлекался он и автопортретами. Можно найти множество его работ, где он изображал себя в воображаемых костюмах и одеяниях, интересных позах.
«Автопортрет художника с женой Саскией»
Всеобщее признание в Амстердаме Рембрандт Харменс ван Рейн обрёл после написания картины «Урок анатомии доктора Тульпа» в 1632 году, где он изобразил хирургов, которых доктор учил препарировать на примере трупа.
«Урок анатомии доктора Тульпа»
Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668–1669 гг.).
«Возвращение блудного сына»
Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но работы его живут в веках, так что можно без преувеличения сказать, что Рембрандт – один из величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойдённым живописцем, даже гораздо более великим, чем Рафаэль или Леонардо да Винчи.
В настоящий момент известно более ста автопортретов Рембрандта, каждый из которых является удивительным шедевром.
Благодаря удачно сложившимся историческим обстоятельствам Россия сейчас обладает одной из самых богатых коллекций картин Рембрандта. Почти все они хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, включая такие прославленные шедевры, как «Возвращение блудного сына», «Даная», «Портрет Саскии в образе Флоры», «Портрет старика в красном», «Давид и Урия» и другие.
Список литературы:
1. Рембрандт. 1606–1669 [Альбом] / сост. Л. А. Алексеева. – М.: Искусство, 1973.
2. Шмитт, Гледис. Рембрандт [текст] / Гледис Шмитт. – М.: Искусство, 1991. – 639 с.: цв. ил. (Жизнь в искусстве).
3. Скилеру, Эуджен. Рембрандт [Текст] / Э. Скилеру. – Бухарест: Меридиан, 1967. – 115 с.: цв. ил.; 20 см. – Библиография: с. 111. (в пер.).
4. Фехнер, Е. Ю. Рембрандт [Текст]: произведения живописи в музеях СССР / Е. Ю. Фехнер. – М., Л.: Советский художник, 1964. – 177 с.: цв. ил.
5. Государственный Эрмитаж [альбом]. 2-е изд. / автор-сост. В. А. Суслов. – М.: Советский художник, 1991. – 358 с.: ил.
6. Энциклопедический словарь [текст]: искусство Западной Европы. Германия. Нидерланды / под ред. В. Бутромеева [Б. м.: б. и.], 2000. – 383 с.: цв. ил.
Отдел литературы по искусству