Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Виртуоз фортепианной игры», посвящённая 205-летию со дня рождения венгерского композитора Ференца Листа.
«Музыка воплощает в себе чувство, не заставляя его утверждать
и смешать с мыслью, как оно вынуждено в большинстве искусств».
Ференц Лист
Ференц Лист – венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма, основоположник Веймарской школы в музыке. Лист был одним из величайших пианистов XIX века.
Родился Ференц Лист 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции – А. Сальери, Ф. Паэр и А. Рейхи. Выступая на концертах с девяти лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз.
В 1823–1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность. Здесь музыкант познакомился и сблизился с Г. Берлиозом, Ф. Шопеном, Ж. Санд и другими виднейшими деятелями искусства и литературы.
«…Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грёзы, мои страдания и радости».
Ференц Лист
В 1835–1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии и в этот период довёл своё мастерство пианиста до совершенства.
В своём композиторском творчестве Лист выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде всего музыки и поэзии. Итогом путешествия по Италии и знакомства с картинами итальянских мастеров стал фортепианный цикл «Годы странствий», а также фантазия-соната «После чтения Данте».
Период с 1839 по 1847 г. – один из самых плодотворных в творчестве композитора. Он проводил интенсивную концертную деятельность во Франции, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии, России. Везде его принимали бурными овациями. И, конечно, Венгрия принимала своего кумира как своего национального героя. Ференц Лист выделил деньги от благотворительного концерта на создание Венгерской консерватории.
До 1848 г. Лист гастролировал по всей Европе с неизменным триумфом, но затем он оставил концертную деятельность и поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения Листа: «Фауст-симфония» (1857 г.; по трагедии Гёте), «Симфония к “Божественной комедии”» (1856 г.; по Данте), два фортепианных концерта (впервые в истории фортепианной музыки этот жанр был представлен не трёхчастным, а одночастным произведением), «Этюды трансцендентного исполнения» (этюды высшего исполнительского мастерства), 12 симфонических поэм (Лист – родоначальник этой формы) и другие.
В 1847–1885 гг. Лист написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.
Однако интриги заставили Листа покинуть Веймар. Он направляется в Рим и там принимает духовный сан аббата. В 1865 г. Лист принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам. В это время он пишет почти исключительно произведения религиозной музыки.
В 1870 году Лист возобновил свои отношения с веймарским двором и с этих пор проводил каждую зиму в Риме, а лето – в Веймаре. Он был инициатором создания Музыкальной академии в Будапеште, её первым президентом и профессором. Путешествовать он продолжал до конца жизни.
Примерно в этот же период Лист много размышлял о силе искусства, о судьбе художника. Свои размышления он внёс в книгу «Письма странствующего бакалавра», делился своими мыслями с друзьями в форме открытых писем, публиковавшихся в парижской музыкальной газете. В Швейцарии он преподавал в консерватории. В Италии он давал много концертов (в основном благотворительных). На вырученные средства был установлен памятник Бетховену в Бонне, эти средства шли на помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии. 1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его 75-летним юбилеем. 19 июля 1886 года он дал концерт.
Но здоровье Листа ухудшалось, беспокоило сердце. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. «Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла». Имя своего основателя академия получила только в 1925 году. В разных странах установлены памятники Ференцу Листу.
Список литературы:
1. Бородин, Александр Порфирьевич. Воспоминания о Ф. Листе [Текст] / А. П. Бородин; примеч. В. Киселёв. – М.: Музгиз, 1953. – 58 с.; 16 см. (Русская классическая музыкальная критика).
2. Бэлза, Игорь. «Тассо» – симфоническая поэма Листа [Текст]: Пояснение / И. Бэлза. – М.; Л.: Музгиз, 1951. – 22 с.: муз. пр.; 14 см. (В помощь слушателю музыки).
3. Гаал, Дёрдь Шандор. Лист [Текст]: биография отдельного лица / Д. Ш. Гаал. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 320 с.: ил. (Жизнь замечательных людей).
4. Лист, Ференц. Избранные статьи [Текст] / Ференц Лист. – М.: Музгиз, 1959. – 464 с., нот.: ил.
5. Мильштейн, Яков Исаакович. Лист [Текст] / Яков Исаакович Мильштейн. – М.: Музгиз, 1958. – 84 с.: ил.
6. Оржеховская, Фаина Марковна. Воображаемые встречи [Текст]: Повести о Шумане, Шопене, Листе, Вагнере [Для старш. возраста] / Ф. М. Оржеховская. – М.: Детская литература, 1964. – 311 с.: муз. пр.; ил.
7. Рацкая, Цецилия Самойловна. Ференц Лист [Текст]: Популярная монография / Ц. С. Рацкая. – М.: Музыка, 1969. – 253 с.: ил.; 17 см. (Школьная библиотека).
8. Хохлов, Юрий Николаевич. Фортепианные концерты Ф. Листа [Текст] / Ю. Н. Хохлов. – М.: Музгиз, 1953. – 72 с.: муз. пр.
Отдел литературы по искусству