«Великий Карл»

      С 20 по 30 декабря отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Великий Карл», посвященная 215-летию русского художника Карла Павловича Брюллова.

 

Искусство начинается там,
где начинается чуть-чуть.

 К.П. Брюллов

 

      Брюллов, Карл Павлович - выдающийся художник (1799 - 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании. В Академии художеств Карл учился хорошо, и превосходил всех своих товарищей. Учителя удивлялись, как хорошо рисует этот мальчик. Закончив Академию в 1821 с отличием, Брюллов вступил в Общество поощрения художников. Именно на средства этого общества он отправляется в Италию, настояв на том, чтобы брат Александр, который закончил академию в один год с ним, ехал туда также. Именно к отъезду в Италию Карл Брюлло стал Карлом Брюлловым по настоянию Александра I. Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел тут более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером.

      Жизнь в Италии протекала бурно и весело. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников, которое снабжала художника средствами на жизнь. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины «Последний день Помпеи» русским богачом Демидовым. Картину Брюллов рисовал 6 лет.

      В 1834 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Его картина «Последний день Помпеи» была выставлена в Академии художеств.

 

      Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830—1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность, как в России, так и в Европе.
 
      Выдающийся мастер, как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.  
 

«Всадница», 1832г.
 

«Итальянский полдень», 1831г.

      С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Однако картина так и осталась незаконченной, несмотря на столь тщательный подход к её созданию.

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году»

      В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати.

«Портрет архитектора и художника Александра Брюллова», 1841 

 

«Портрет М. А. Бек», 1840

 

«Портрет княгини Авроры Демидовой», 1837г.

      В 1849 году он уехал на лечение за границу, и, в конце концов, оказался в Риме в 1850 году. Там же он и умер через два года 23 июня.

      Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище

Брюллов - путешественник [Текст] / авт. Е. Смирнова. - М: Советский художник, 1969. - 50 с.: цв.ил.

В творческом наследии Карла Павловича Брюллова большое значение имеют работы, выполненные им во время путешествий по Италии, Греции, Турции, Испании. Это, главным образом, акварели и сепии, в которых художник с большим мастерством передает величественную природу этих стран, древние архитектурные памятники, зарисовывает живые сценки народного быта. Основное место в альбоме занимают произведения, созданные во время путешествия Брюллова по Греции с экспедицией дипломата Давыдова в 1835 году и во время путешествия в Турцию в том же году. Эти работы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

 

 

 

 

 

Брюллов Карл [Альбом] / автор-составитель М. М. Ракова. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - 220 с.

Творчество Карла Павловича Брюллова всегда привлекало исследователей необыкновенной одаренностью художника: яркостью воображения и импульсивностью творчества, динамичностью изображения, ощущением цвета и способностью передать его на полотне, сложностью художественной задачи и высочайшим профессионализмом, неутомимостью и работоспособностью. Очерк М. Раковой о жизни художника в полной мере раскрывает личностные особенности К. Брюллова, отражение их в творчестве. Великолепные репродукции, содержащиеся в альбоме, дают яркое представление о художественном наследии живописца. Завершает издание список иллюстраций (в альбоме представлено 228 ил.) и библиография.

 

 

 

 

 

К. Брюллов [Альбом]. - Л.: Аврора, 1975. - 16 с.: цв.ил. - (Хранится в музеях СССР).

Карл Павлович (1799-1852) - русский живописец, был человеком, служившим искусству, а не своему успеху. Его творчество, несмотря на черты традиционного академического классицизма, отличается психологической правдой и исторической достоверностью. Полотно "Последний день Помпеи" - самое известное произведение

Брюллова. В нем ему удалось поддержать традицию клонящегося к упадку академизма - не изменяя его по существу, но лишь умело, и эффектно подправляя приемами живописи романтизма. Брюллов - блестящий мастер в жанре парадного портрета-картины, в котором впоследствии не знал себе равных. В портретах представителей интеллигенции Брюллов подчеркивал сложность характера человека, напряженность его интеллектуальной жизни («Портрет писателя А.Н. Струговщикова». 1840; «Портрет скульптора И.П. Витали», около 1837).

 

 

 

Леонтьева, Г. К. Карл Павлович Брюллов [Альбом] / Г. К. Леонтьева. - М.: Художник РСФСР, 1986. - 196 с.: цв.ил. - (Русские живописцы XIX века).

Альбом, посвященный творчеству Карла Павловича Брюллова, продолжает серию "Русские живописцы XIX века". Во вступительной  статье анализируется путь художника, чье проникнутое идеалами романтизма творчество определило целую эпоху отечественного искусства. Обширный иллюстративный ряд дает возможность увидеть жанровое многообразие произведений Брюллова и сопоставить творчество русского художника с искусством современных ему западноевропейских мастеров.

Век двадцатый был беспощаден к художнику: его высмеивали "мирискусники", он стал символом всего отжившего для авангарда, - но на исходе столетия люди, завыв о повседневной суете, становились в очередь за валетом на персональную выставку, посвященную двухсотлетию со дня рождения Карла Брюллова, и это выл новый триумф автора "Последнего дня Помпеи", триумф, вполне заслуженный.

 

 

 

Леонтьева, Г. К. Картина К.П. Брюллова " Последний день Помпеи" [Текст] / Г. К. Леонтьева. - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 68 с.: ил

Этой книгой издательство продолжает серию изданий для юношества, посвященную наиболее значительным произведениям русского и советского искусства. Об истории создания картины, о ее идейном содержании в живой форме рассказывается в тексте, иллюстрированном репродукциями картины, многочисленных фрагментов, этюдных набросков, а также рядом других картин, сыгравших в творчестве Брюллова важную роль.

 

 

 

 

 

Ракова, М. Брюллов портретист [Текст] / М. Ракова. - М.: Искусство, 1956. - 159 с.: ил. 

Творчество Карла Павловича Брюллова всегда привлекало исследователей необыкновенной одаренностью художника: яркостью воображения и импульсивностью творчества, динамичностью изображения, ощущением цвета и способностью передать его на полотне, сложностью художественной задачи и высочайшим профессионализмом, неутомимостью и работоспособностью. Очерк М. Раковой о жизни художника в полной мере раскрывает личностные особенности К. Брюллова, отражение их в творчестве. 

Великолепные репродукции, содержащиеся в альбоме, дают яркое представление о художественном наследии живописца.

 

 

Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.

 

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика