«В поисках душевной красоты»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для посетителей библиотеки организована выставка «В поисках душевной красоты», посвящённая 155-летию со дня рождения русского художника Михаила Васильевича Нестерова.

   Михаил Васильевич Нестеров – знаменитый русский художник, живописец. Родился в 1862 году в Уфе, в купеческой семье. В 1941 году стал лауреатом Сталинской премии I степени, а в 1942-м – заслуженным деятелем искусств РСФСР.

   С самого детства Михаил Нестеров проявлял интерес к природе и искусству. Родные, друзья и знакомые удивлялись его способностям и художественному таланту. Детство и юность он провёл в Уфе, а затем отправился в Москву. Здесь он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие известные художники, как В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. После этого обучался мастерству высокого искусства в Академии художеств, где его преподавателем стал П.П. Чистяков.

   Основной жанр первых полотен М. Нестерова – бытовой, но молодой художник уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника.

«Призвание М.Ф. Романова на царство»

   В ранних работах поэтический образ русской природы созвучен эмоциональному состоянию человека – «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею».

   Сам М. Нестеров считал своим лучшим произведением полотно «Видение отроку Варфоломею», написанное на сюжет «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Наделённая особой энергией, картина была одной из 15 работ, посвящённых Сергию Радонежскому, к которому у художника всегда было особое отношение. Очищение души – эта тема волновала Нестерова, занимала его сознание, и русский святой, живший в гармонии с собой, природой и людьми, в этом плане был нравственным идеалом для живописца. Именно скрытые в глубине души человека достоинства Михаил Нестеров считал самыми главными. На своих картинах он всегда старался отразить эту внутреннюю красоту, изображая человека сильного, честного, верного своим убеждениям. Удивительно прекрасна картина «Лисичка» (1914).

«Лисичка»

   «Героиню» картины замечаешь не сразу, но вскоре маленькое рыжее пятнышко, весьма яркое для работ Нестерова, обращает на себя внимание. Три человека, расположившиеся в правой верхней части картины, одеты в неброскую серую одежду, а их светлые бороды и волосы «перекликаются» с белёсой гладью воды. Сюжет и атмосфера картины не случайны. Нестеров был вдохновлён своим пребыванием в Соловецком монастыре на Белом море, где холодная природа и отстранившиеся от мирской суеты монахи представляли собой особый мир, религиозный, чистый и полный задумчивого созерцания.

   После революции достигло расцвета дарование Нестерова-портретиста. В сокровищницу советского искусства вошли портреты художников П.Д. и А.Д. Кориных, скульптора И.Д. Шадра, академика И.П. Павлова, скульптора В.И. Мухиной.

                                                                                                  «Скульптор В.И. Мухина»                                        «Академик И.П. Павлов»

   Изображая конкретных личностей, художник всё так же акцентировал внимание на их духовном мире, достоинствах, нравственности. Каждый человек на его полотнах обладает своей неповторимой историей, о которой зритель может лишь догадываться

   За свою жизнь Нестеров успел жить и творить как в Уфе, Москве, так и в Подмосковье, Киеве, Франции, Италии, Западной Европе и т.д. Везде он пытался найти что-то своё, что могло бы послужить развитием его таланта и вдохновением для очередного произведения. В разных городах и странах он учился чему-то новому, что брал как из окружающей среды, так и у местных художников. Кроме того, Михаил Васильевич Нестеров являлся активным членом «Товарищества передвижников» («Товарищества передвижных художественных выставок»).

   Сейчас картины гениального русского художника находятся в самых знаменитых музеях, в том числе в Эрмитаже и Третьяковской галерее.

   Умер великий живописец в Москве 18 октября 1942 года.

Литература, представленная на выставке:    

1. Михаил Васильевич Нестеров, 1862–1942 [Текст]: альбом / сост. И. И. Никонова. – М.: Искусство, 1972: цв. ил.

2. Нестеров Михаил Васильевич [Текст]: люди творческого труда. – М.: Советский художник, 1975: цв. ил.

3. Шарандак, Наталья Павловна. Михаил Васильевич Нестеров [Текст]: монография / Н. П. Шарандак. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 38 с.

4. Дурылин, Сергей Николаевич. Нестеров в жизни и творчестве [Текст]: изд. 2-е. Вступит. статья чл.-корр. АН СССР А. А. Сидорова. Вып. 4 (407) / С. Н. Дурылин. – М.: Молодая гвардия, 1976. – 464 с.: ил.

5. Никонова, Ирина Ивановна. Михаил Васильевич Нестеров [Текст]: монография / И. И. Никонова. – М.: Искусство, 1979. – 230 с.: цв. ил.; 21 см. (сер. «Жизнь в искусстве»).

6. Нестеров [Изоматериал]: репродукции [Б. м.]: Советский художник, 1959. – 16 с.: цв. ил.

7. М. В. Нестеров. Из писем [Текст]: монография / сост. А. А. Русакова. – Л.: Искусство. Ленинград. отдел., 1968. – 450 с.

8. Нестеров, Михаил Васильевич. Воспоминания [Текст]: 2-е изд. / М. В. Нестеров; сост. А. А. Русакова. – М.: Советский художник, 1989. – 415 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика