«Утончённая работа над портретом»

Без идей нет искусства, но в то же время и ещё больше того, – без живописи,

живой и разительной, нет картин, а есть благие намерения и только…

И.Н. Крамской

   Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 180-летию со дня рождения Ивана Николаевича Крамского.

   Иван Николаевич Крамской – известный русский художник. Главное направление его творчества – портретная и историческая живопись.

   Родился он 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной Думе.

   Образование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте. Училище было окончено с похвальным листом, он хорошо учился. В год получения первого образования юноша лишился отца.

   В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца. Кроме того, он работал ретушёром у одного фотографа и зарабатывал на жизнь, скитаясь по Российской Империи, фотографируя различные мероприятия. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту – поступает в Академию художеств.

Иван Крамской. Автопортрет

   В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

   На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий всё вокруг.

   К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872). Картина «Христос в пустыне» была воспринята современниками как символ человека высокого гражданского долга.

   Летом 1873 года Крамской вместе с семьёй поселился в Тульской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Воспользовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толстого. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум – таким предстаёт писатель на этом портрете.

Иван Крамской. «Портрет Льва Толстого»

  Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репиным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского – один из лучших. Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Некрасова.

   В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических женских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она прообраз Анны Карениной.

Иван Крамской. «Неизвестная»

   Ещё в 1874 году художник создал целую серию крестьянских типов, самый сильный по характеру среди них – «Полесовщик» (1874).

  Иван Крамской. «Полесовщик»

   В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. В изображении скорбно звучит тема человеческого горя.

  С 1883 года здоровье художника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и работа над заказами не позволили ему закончить работу над картиной «Хохот» («Христос перед народом»).

Иван Николаевич Крамской умер 24 марта 1887 г. прямо за работой – он рисовал портрет доктора Раухфуса и неожиданно упал. Доктор пытался оказать художнику помощь, но оказался бессилен.

Список литературы:

  1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.
  2. Ветрова Г. Русское искусство. – М.: Белый город, 2002. – 63 с.
  3. Государственная Третьяковская галерея / ред. М.М. Розовская. – М.: Советский художник, 1988. – 22 с.
  4. Императорская Академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.
  5. Русские художники от А до Я. – М.: Слово, 1996. – 216 с.
  6. Самин Д. К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.
  7. Турчин В.С. Портреты русских писателей. – М.: Просвещение, 1971. – 95 с.
  8. Энциклопедия живописи / Н.А. Борисовская, С.И. Козлова. – М.: АСТ, 1997. – 799 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы

Яндекс.Метрика